В тот день, когда на Уолл-Стрит бурно приветствовали первый выпуск акций компании Amazon.com, уже нашлись пользователи и аналитики, назвавшие ее последней жертвой ажиотажа вокруг Internet.

Первый выпуск акций, потребовавший немалых усилий, последовал сразу после банкротства фирмы Nets. У компании, работавшей на рынке корпоративных заказчиков, которую возглавлял Джим Манци, бывший генеральный директор Lotus Development, просто кончились деньги.

Печальный пример этих двух новичков в сфере электронной коммерции подтверждает ошибочность мнения, будто на ниве Internet можно быстро разбогатеть.

"Я считаю, что ажиотаж вокруг этой 'золотоносной жилы' слишком раздут, - сказал Джош Третакоф, менеджер по альтернативным средствам передачи информации в компании Sharper Image Corp. - Для некоторых Internet все еще представляется страной с молочными реками и кисельными берегами, но на самом деле в этом некогда полном кувшине уже показалось дно".

Дело не в том, что в Internet невозможно сделать деньги. Каналы Internet могут обеспечить менее дорогие, более быстрые и удобные способы связи с деловыми партнерами.

Но, как и любому коммерческому предприятию, новым каналам требуются время, деньги и персонал.

Как следует из проспектов компании Amazon.com, она пережила стремительный рост, и объем ее продаж возрос с 51 тыс. долл., в начале своей деятельности (июль 1995 года) до 15,7 млн. долл. в прошлом году.

Но здесь же видны и проблемы. Так, убытки компании составили 303 тыс. долл. в 1995 году и 5,8 млн. долл. в прошлом. И, видимо, в будущем потери продолжатся.

В проспектах отмечается неэффективность компьютерных систем (так, серверы World Wide Web были отключены от офисных систем), а также незавершенные проекты по предотвращению аварийных ситуаций и по восстановлению работоспособности в случае их возникновения.

Вопреки раздутому мифу о дешевизне ведения бизнеса в Internet, при продажах Amazon.com несет большие издержки. После выплат поставщикам, вычетов на заработную плату и других издержек у компании остается только 22% от суммы продаж по сравнению с 36%, полученными компанией Barnes&Noble, и 27% у Borders Group.

"И ведь по-прежнему находятся люди, которые говорят, что электронная коммерция - это класс, давайте скорее вкладывать в это деньги! - говорит Брюс Гаптилл, аналитик из Gartner Group. - Ну разве мы не великая страна? Если вы обратитесь в офис любого потенциального подписчика и представите бизнес-план наподобие плана компании Amazon, но в нем не будет слов 'Web' или 'Internet', то вряд ли вам назначат аудиенцию".


Компания Nets объявила о банкротстве

Не найдя необходимых долгосрочных инвестиций, руководители компании Nets в середине мая приняли решение воспользоваться защитой от кредиторов в соответствии со статьей 11 закона Соединенных Штатов о банкротстве. Компания, во главе которой стоял Джим Манзи, бывший руководитель Lotus Development, была создана в июле 1996 года в результате объединения подразделения New Media Services корпорации AT&T и Industry.Net, которой в то время руководил все тот же Манзи. "Сначала мы не испытывали недостатка в постоянно растущих инвестициях, но в последние несколько месяцев наши попытки сохранить адекватное долговременное финансирование оказались неудачными, - признал Манзи. - В течение нескольких недель я лично добивался финансирования компании, которое дало бы нам возможность реализовать предложенную концепцию бизнеса. Но все сроки упущены, и у нас нет достаточного капитала для продолжения работы".


Стоит ли открывать свое дело в Internet?

Рынок Internet еще только начинает складываться, но уже втягивает компании в жесткую конкурентную борьбу. Однако большинство крупных инвесторов выжидают, прислушиваясь к противоречивым прогнозам относительно того, когда этот рынок вступит в фазу стабильного расширения.

Безопасность Internet, телефонная связь на основе Internet и Web-публикации - вот направления, вызывающие наибольший интерес.

Эксперты напоминают об инвестиционном буме, который пережил рынок персональных компьютеров. Однако этот бум уже прошел; в то же время, по их мнению, Internet отличают большие возможности и долгосрочные перспективы. По некоторым оценкам, скорость роста рисковых вложений в Internet втрое превышает рост инвестиций в производство ПК 15 лет назад. Такие темпы означают, что для индустрии Internet фаза консолидации капитала наступила существенно быстрее, чем для иных отраслей.

Многие компании, встретив прохладное отношение инвесторов на первых публичных торгах, пытаются продать свои акции или получить инвестиции от корпоративных пользователей. Многим приходится переносить свою деятельность на корпоративный рынок, где компании пытаются получить часть тех денег, которые они тратят на информационные технологии. Отчасти это связано с тем, что скорость общедоступного Internet не будет быстро расти в ближайшее время.

Впрочем, по мнению некоторых наблюдателей, ставка на корпоративных пользователей в расчете увеличить скорость соединений в Internet не может быть панацеей. По результатам независимых исследований, к 2000 году около 20% частных пользователей будут иметь более быстрые соединения, чем телефонные линии.

Одним из "перенаселенных" секторов Internet-индустрии становится принудительное распространение информации. Число действующих в нем компаний намного превосходит любые разумные величины. Многие аналитики предсказывают, что Microsoft и Netscape сумеют превратить push-технологию в доходный рынок, на котором останется лишь несколько имен.

Еще год назад первые публичные торги молодых компаний, начавших свою деятельность в Internet, демонстрировали небывалый рост акций. Рыночная стоимость пакета акций некоторых из них превышала миллиард долларов, несмотря на низкий уровень предполагаемой прибыли. Инвестиционные банки шутили: напишите на долларовой банкноте слово "Internet", и вы сможете продать ее за 10 долл., но не стоит надеяться, что это продлится долго.

Уже в обозримом будущем Internet превратится в не самый лучший лозунг для инвесторов. Кое-кто даже предсказывает - возможно, полушутя ,- что молодые фирмы, предлагая свои акции, будут скрывать причастность к Internet.

Однако крупнейшие компании способствуют более широкому внедрению Internet-технологий и поощряют инвестиции в новые предприятия, в том числе и для того, чтобы обеспечить процветание собственного дела.