Очевидно для меня одно: таким образом стимулируется заинтересованность компаний в выборе правильного пути - и с юридической, и с этической точки зрения. Речь идет об использовании WWW в целях бизнеса.

До того как я выскажу свое мнение о том, каким образом можно чисто юридически обезопасить себя от подобных ситуаций, позвольте мне вкратце описать предмет спора. Microsoft захотела включить интерактивную билетную службу Ticketmaster в состав своего Web-узла Sidewalk (http://www.seattle.sidewalk.com). Ticketmaster (http://www.ticketmaster.com) и Microsoft обсудили это предложение, но под конец Ticketmaster отказалась предоставить Microsoft соответствующее разрешение и подписала соглашение с конкурирующим c Sidewalk узлом CitySearch. Вслед за этим Ticketmaster обратилась к Microsoft с просьбой "разорвать" все ссылки на соответствующие "внутренние" страницы из Sidewalk. Microsoft ответила отказом.

В результате Ticketmaster подала на Microsoft в суд. Исполнительный директор Ticketmaster Фредерик Д. Розен назвал действия Microsoft "вопиющим примером электронного пиратства". Более того, представители Ticketmaster утверждают, что действия Microsoft подрывают авторитет ее торговой марки и негативно влияют на состояние дел в компании. Ticketmaster при этом нарочито игнорирует тот факт, что, действуя таким образом, Microsoft заставляет людей приобретать услуги Ticketmaster - им и в голову не приходит поблагодарить Microsoft за это.

Учитывая постоянно растущий поток денежных средств через Internet, такого рода недоразумения смогут в скором времени стать вполне обыденными. И юристам (некоторые из них вообще не имеют отношения к компьютерам) придется немало потрудиться. Но необходимо помнить, что есть несколько правил, руководствуясь которыми вы сможете свести риск к минимуму. Многие из этих правил основаны на обычных нормах вежливости и традиционной практике бизнеса, однако они существенно отличаются от исторически сложившихся методов работы в Web.

  • Получайте письменное разрешение. Это не так дорого - послать сообщение по электронной почте или обычное письмо, запрашивающее у предполагаемого источника согласие на установление оговоренной ссылки. Кроме того, следует согласовать дату продления соглашения. То же самое справедливо, если вы хотите проконтролировать тех, кто в свою очередь ссылается на ваш узел.
  • Своевременно удаляйте ссылки. Если владелец узла не хочет, чтобы вы поддерживали ссылку на его информацию, незамедлительно удалите ее со своих страниц. Пошлите этой компании подтверждение по электронной почте, указав, когда это произошло.
  • Подчиняйтесь правилам и условиям, выдвигаемым владельцами узла, на который вы хотите сослаться. Многие узлы имеют юридическую лицензию (кстати, далеко не всегда публикуемую прямо на домашней странице). Найдите ее, прочитайте и убедитесь, что вы ее выполняете. Слишком часто администраторы узлов пренебрегают этим правилом, включая "перекачку" графики с адресуемых узлов на свои страницы. Для использования графики с узла (даже если вы ссылаетесь на него) необходимо другое соглашение.
  • Указывайте ни открытую страницу компании. Это - причина иска Ticketmaster к Microsoft. Многие компании тратят немалые средства на то, чтобы их узлы профессионально выглядели и были интересны для посетителей, поэтому ссылка на "корень" - простая общепринятая вежливость. Если вы намерены, скажем, сэкономить время и усилия ваших читателей, избавив их от "скачек" по узлу, обязательно включите специфическую ссылку в свой запрос на разрешение.
  • Представляйте своим посетителям полный вид другого узла. TotalNews (http://www.totalnews.com) была привлечена к суду потому, что использовала фреймы так, что информация других агентств новостей выглядела на узле как ее собственная. В большинстве случаев читатель должен сразу иметь возможность не задумываясь перейти на домашнюю страницу узла. Если вы считаете необходимым управлять переходом непосредственно с вашего узла, возможно, вам стоит подумать о том, чтобы открыть еще один экземпляр браузера.

    Это - самые основные принципы, и предлагаемый список далеко не полон. Что вы делаете для того, чтобы представить себя в World Wide Web? Задумывались ли вы (и ваше руководство) об этом вообще?

    Но помните, я всего лишь человек, волею судеб связанный с компьютерами, но не юрист.


    Марк Теб - президент консалтинговой компании Lante. С ним можно связаться по электронной почте: mtebbe@lante.com