Web-узлы производителей спортивной обуви стали полигоном, на котором Web-дизайнеры испытывают различные подходы к созданию имиджа компании и привлечению покупателей.

Как правило, такие узлы не допускают прямых сделок с компанией. Они больше похожи на рекламные ролики, призывающие вас рысью мчаться к ближайшему спортивному магазину. Каждый узел, подобно рекламному ролику или коммерческой телепрезентации, старается в лучшем виде преподнести кроссовки, выпускаемые соответствующей компанией. Способов же создания притягательного имиджа не перечесть: кто-то предпочитает малоинформативное внешнее оформление, а кому-то по душе веселая ирония.

Nike

Web-узел Nike (www.nike.com) выглядит точь-в-точь как коммерческие телевизионные презентации компании. Он оформлен очень ярко и выглядит весьма привлекательно благодаря изображенным на нем веселым детским личикам. Но если бы вы жили на Марсе и не знали о Nike вообще ничего, то, посетив ее узел, вы ни за что бы не догадались, что речь идет о компании, производящей кроссовки. Вместо того чтобы рассказывать о своей продукции, Nike увлеклась репортажами состязаний, вернее, одного состязания. В середине мая прошли соревнования на Penn Relays, 103 для детей в возрасте от восьми лет.

Информация о соревнованиях снабжена анимационными и звуковыми клипами и множеством фотографий улыбающихся юных спортсменов. Реклама же продукции Nike совершенно теряется в этом пестром потоке. Одним словом, если вы хотите порадоваться за детей и их физкультурные успехи, отправляйтесь на этот узел.

А вот если вы надеетесь узнать здесь что-нибудь о самой компании, тогда вам не повезло. Я не нашел ни списков магазинов, ни телефона, ни адреса Nike, ни даже электронного адреса. Вы хотите выяснить, какие кроссовки выпускает фирма? Не рассчитывайте на это.

Подобная реклама ориентирована исключительно на создание имиджа. Это не очень корректно по отношению к клиентам. Сомневаюсь, что даже сама Nike имеет право на подобные действия.


Adidas

Узел Adidas AG (www.adidas.com) называется Webzine. Я просмотрел одиннадцатый выпуск - он напоминает обычный журнал с броской обложкой и большим числом статей внутри.

В "журнале" Adidas вы найдете множество информации, которой нет на узле Nike. Здесь имеется адрес и телефон Adidas, список ее розничных торговых точек и биографии спортсменов, спонсируемых компанией. Adidas собирается также добавить каталог продукции; пока приведены лишь отдельные его позиции.

Статьи (впрочем, это характерно для корпоративного издания) весьма далеки от вершины журналистского искусства. Хотя, листая это издание, можно довольно приятно провести время.

Единственный существенный недостаток - на узле используются Macromedia Shockwave, Real-Audio и другие нестандартизованные мультимедиа-технологии, имеющиеся не у всех пользователей.


Reebok

Web-узел Reebok International (www.reebok.com) не похож ни на журнал, ни на коммерческую презентацию. У него традиционная структура - базовая страница со ссылками на корпоративную информацию и специальными функциями. Reebok решила включить в число таких функций ссылки на узел Fit-TV (сеть кабельного телевидения, находящаяся в совладении компании) и обширную подборку спортивных новостей по бейсболу, хоккею и баскетбольным командам NBA и NCAA - результаты, расписание игр и статистику. Имеется также раздел, посвященный кампании Reebok по защите прав человека. Не сложно догадаться, что этот шаг направлен против "смертельного врага" Reebok - Nike, нещадно критикуемой за методы ведения бизнеса в странах третьего мира.

Узел располагает полным электронным каталогом продукции и списком розничных торговых точек. Единственная, не очень серьезная претензия - узел настолько переполнен разной информацией, что за ней можно и не "разглядеть" главного - собственно каталога. Плохо и то, что Planet Reebok не работает со старыми и малораспространенными браузерами. Для доступа за пределы базовой страницы необходим браузер, поддерживающий JavaScript, - например Netscape Navigator или Internet Explorer. Кроме того, по меньшей мере одна из ссылок указывает на несуществующий файл.


New Balance

В то время как узлы других компаний отличаются серьезным оформлением, www.newbalance.com пестрит комиксами и позволяет себе некоторую игривость по отношению к посетителю. Подход рискованный, поскольку тут можно легко соскользнуть за грань пошлости. Тем не менее узел успешно реализует свой замысел. В CyberPark компании NewBalance вы найдете советы спортсменам-бегунам, каталог продукции и список магазинов - информация достаточно традиционная, но по-новому оформленная. Ряд анимационных пиктограмм вдоль левого края экрана облегчает перемещение по узлу.

Узел декларирует и особое свое отношение к посетителю. Сообщение на базовой странице гласит, что лица, проводящие слишком много времени у телевизора, на узел не допускаются. В разделах, посвященных выпускаемой продукции, оформители узла предусмотрительно оставили игривый тон; здесь отношение к посетителю осталось дружественным, но строго деловым. В развлекательном стиле выполнена анкета посетителя. Отвечая на вопрос о своих впечатлениях, можно выбрать интереснейшие варианты, от "Круто!" до "Убого. Сюда я больше не вернусь". Анкета содержит вопрос о том, какую марку спортивной обуви предпочитает посетитель. В качестве вариантов ответа предлагаются и изделия девяти конкурентов New Balance. Короче говоря, узел New Balance выделяется на фоне остальных, а это главное в ситуации, когда имидж ставится превыше всего.