Редактор Computerworld Стюарт Дек недавно беседовал с Дэном Бриклином, которому присуждена награда Computer Entrepreneur Award ("За предпринимательство в компьютерной отрасли") обществом Computer Society института IEEE. В 1979 году Бриклин с коллегами создал Visicalc - электронную таблицу, которая способствовала продажам первых IBM PC и Apple II. В настоящее время он занимает пост директора по технологии компании Trellix.
Изменилось ли за последние 25 лет представление о разработке ПО?
Когда я начинал работать в этой области, отношение было примерно таким: "Вы занимаетесь программированием. В чем специфика этой деятельности?" Знакомые мне программисты, участвовавшие в космических проектах, на вопрос о том, что они делают, могли просто ответить, что пишут программы для космического проекта.
Какие проблемы с авторскими правами на интеллектуальную собственность существуют в области ПО?
В сфере высоких технологий интеллектуальная собственность всегда была явлением не очень определенным. До 1981 года патентования вообще не существовало - все базовые исследования проводились без оформления патентов. Нынешним молодым людям неведомо то, что происходило тогда. Придумав что-то, они полагают, что изобрели нечто грандиозное, и пытаются получить патент. Это то же самое, как если бы в 40-е годы кто-то начал подавать заявки на какое-либо из изобретений братьев Райт. Словом, полный хаос.
К чему это может привести?
Очень обидно, что программист либо начинает с нуля и лихорадочно оформляет патенты на проделанную работу, либо он вообще их не имеет. К сожалению, индустрия ПО началась с середины. Вся наша деятельность, в ходе которой мы научились вычислять и создавать инструментальные средства, развертывалась в условиях отсутствия патентов.
Именно в этом причина огромного дисбаланса. В других отраслях людей учат вести датированные инженерно-технические журналы. В области ПО ничего подобного не было. Программист не имеет даже возможности использовать старые компьютеры для прогона первоначальных программ, чтобы подтвердить проделанную ранее работу.
Теперь мы начинаем пожинать плоды прежних издержек. Многие программисты ради получения патентов пишут программы несопоставимого с их уровнем качества. Со временем основная масса подобной продукции пойдет на свалку. Может произойти то, что имело место в других отраслях, десятилетиями переживавших состояние хаоса и застоя.
В состоянии ли небольшие компании по-прежнему играть значительную роль в условиях современной многомиллиардной отрасли ПО?
Несомненно. Возьмите, к примеру, Netscape. Всегда найдутся небольшие фирмы, имеющие на рынке громадный вес. Вспомните мелкие компании, первыми разработавшие телефоны для Internet - сама мысль о возможности подобных вещей потрясла всю телекоммуникационную инфраструктуру.
Что Вы думаете о Java?
Мне не нравится, как некоторые описывают Java - они выдают желаемое за действительное, говоря, что программа, написанная однажды, будет выполняться где угодно. Это неверно. Конечно, бывает, что написанная однажды программа выполняется во многих местах. В современных условиях я понимаю Java как технологию, подчиняющуюся правилу: "один раз напиши, семь раз протестируй". Может быть, то, о чем говорят, верно, но необязательно, чтобы все это происходило одновременно. Ближайшие цели Java заслуживают похвалы.
Как Вы относитесь к мысли свергнуть Microsoft?
Отрицательно. То, что существует компания-лидер - вполне естественно. На сегодняший день это Microsoft. На этом месте могут оказаться люди, гораздо хуже, чем Билл Гейтс. Если выбирать из различных капитанов отрасли за последние 50 лет, то Билл - не самый плохой из них. А если учесть его вклад в технический прогресс, то его рейтинг окажется довольно высоким.
Что Вы думаете о недавнем шахматном триумфе IBM?
Победу одержал не компьютер Deep Blue, а команда программистов с его помощью. Существуют же отдельные люди с уникальными способностями к быстрому счету, и если усилить их возможности с помощью калькулятора, то никто бы не посчитал это унизительным для человечества явлением.
Если легкоатлеты используют для прыжков в высоту качественные шесты или удобную обувь, то это не принижает их успеха. Они попросту используют свои инструменты.