Дон МакГоверн возглавляет отделение системных разработок компании Hewlett-Packard. Полный список должностей, которые в разное время были доверены Дону в ведущих программистских компаниях мира, занял бы целую страницу. Он работал в Bell Laboratories, USL, AT&T Information Systems. До Hewlett-Packard он был вице-президентом подразделения OSD (Operating Systems Division) в Novell (отвечал за OEM-маркетинг NetWare и UnixWare), участвовал в разработке самых разнообразных систем: мэйнфреймов, различных RISC-систем под ОС Unix, занимался маркетингом. Одно время МакГоверн преподавал вычислительную технику в университете Ноксвила. Кроме того, он входит в советы директоров X/Open и OSF X Consortium. Разумеется, научный редактор Computerworld Россия Игорь Левшин не упустил предоставившуюся ему возможность поговорить с "живым классиком".
Расскажите, пожалуйста, о своей нынешней работе.
Мы - часть подразделения, которое называется Open Systems Software Division, наш офис находится в Нью-Джерси. Мы специализируемся на разработке операционных систем. В этом подразделении работают действительно выдающиеся специалисты. Сейчас у Hewlett-Packard в Купертино три больших подразделения, которые связаны с разработкой HP-UX. В одном из них работают над самой операционной системой, в другом - над той частью, которая связана с сетевыми технологиями, в третьем - над задачами интеграции систем. Еще у нас есть небольшие подразделения в Лондоне и Париже, где ведутся работы над некоторыми новыми технологиями обеспечения высокого уровня готовности систем под управлением HP-UX. Мы постоянно контактируем с Unix-лабораториями в Бристоле в Англии, которые тоже принадлежат HP.
Выдающиеся специалисты, о которых Вы говорите, взросли в недрах HP?
Многие из нас начинали в знаменитой Bell Laboratories, которая была частью AT&T, потом мы стали сотрудниками Unix Labs. Многие перешли потом в Novell. Но Novell пару лет назад оставила рынок Unix, и большинство специалистов ушли в SCO. У Hewlett-Packard появилась возможность создать за один день команду разработчиков Unix мирового класса, и она этим воспользовалась. Они пригласили меня, я перетянул сюда несколько человек, с которыми работал еще со времен Bell Labs.
А с какими партнерами вы работаете вместе над ПО?
Во-первых, у нас тесные партнерские отношения с SCO. Около года назад мы объявили о совместной работе над операционной системы для платформы IA-64. Сейчас мы объявили уже о публикации API-интерфейса, другими словами о том, что эта работа сделана. Судя по тому, какие API поддерживаются Hewlett-Packard, а какие - SCO, можно сделать вывод, что HP-UX и Unix SCO, видимо, станут двумя самыми серьезными диалектами Unix, поддерживающими архитектуру IA-64. Кроме того, мы договорились об обмене технологиями.
Среди главных партнеров, с которыми мы недавно начали работать вместе над созданием ПО, - Hitachi и NEC. Hitachi - одна из тех немногих компаний, которые продолжают разрабатывать высокопроизводительные мэйнфреймы. Уже несколько лет они сотрудничают с нами как OEM-партнеры, применяющие наши процессоры PA-RISC. NEC тоже теперь является нашим OEM-партнером, использующим платформу HP-UX. Теперь инженеры из Hitachi и NEC работают бок о бок в Нью-Джерси с нашими инженерами над улучшением возможностей HP-UX для корпоративных применений, особенно над тем, чтобы HP-UX стала ОС класса мэйнфреймов, включала в себя их функциональные возможности. Вы, я думаю, понимаете важность такого партнерства, что оно может дать. Без него было бы трудней продвигаться на рынке корпоративных систем самого высокого уровня. Я говорю прежде всего о системах высокой готовности.
Насколько я знаю, самая большая из систем, собранных на процессорах PA-RISC, находится в Японии. Это совпадение?
По моим сведениям, самая большая система действительно находится в Японии. Я не помню где - в одном из университетов, или в какой-то правительственной организации.
Может быть, кто-то из тех специалистов работает с вами?
Нет-нет. Те, кто взаимодействуют с нами, занимались примерно тем же, чем и мы у себя: работали над Unix.
Когда можно ждать результатов совместной деятельности?
Итог сотрудничества с Hitachi и NEC найдет отражение, видимо, в выпуске HP-UX 11.0 - некоторые особенности динамически загружаемых модулей. Мы работаем с ними всего несколько месяцев, и результаты намного превзошли ожидания. Я думал, пройдет как минимум год, прежде чем можно будет ждать реального эффекта. Это отличные специалисты в системах класса high-end.
Ожидается ли конкуренция между HP-UX и SCO Unix, после выхода Merced?
Не думаю. SCO Unix будет конкурировать прежде всего с NT. В те области, где используется HP-UX, SCO Unix почти не проникает.
HP-UX немолода. Как она перенесет революционные изменения - 64-разрядность, перенос на архитектуру IA-64?
Когда мы в Hewlett-Packard говорим, что ключевое слово для нас "эволюция" - это не просто рекламный лозунг. Мы действительно много работаем над этим. Нельзя создавать революционно новую операционную среду для высококритичных приложений. С инженерной точки зрения часто гораздо трудней заставить работать 32-разрядное приложение в 64-разрядной среде так, чтобы пользователь этого даже не замечал, чем придумать какие-то новые возможности операционной системы. Мы в этом смысле очень консервативны.
Это трудная и интересная задача для нас - я имею в виду тех, кто работал в программистских компаниях и пришел в Hewlett-Packard, которая все-таки прежде всего производитель оборудования. У Hewlett-Packard более половины рынка Unix-серверов, и этому успеху компания во многом обязана надежности HP-UX. Наше подразделение очень важно для HP. Hewlett-Packard расходует внутри компании десятки миллионов долларов в год на Unix-технологии. У нас больше 1000 инженеров, которые работают над базовыми технологиями. Инженеры нашего подразделения действуют в очень тесном контакте с подразделением корпоративного ПО, которое занимается, например, такими вещами, как OpenView.
Как можно говорить об эволюции, когда переход на принципиально иной процессор с принципиально иной архитектурой в высшей степени революционен?
Мы вместе с Intel создавали будущий процессор, используя идеи обеих компаний. В Hewlett-Packard разрабатывали систему команд. Вообще, на нас в основном лежало ПО, Intel воплощала идеи в кремнии. Естественно, мы позаботились об аппаратных средствах двоичной совместимости с приложениями для PA-RISC. Мы работали над тем, чтобы приложения функщионировали с новым набором команд. Часть совместимости обеспечивается за счет ПО. Мы создали программные модули для того, чтобы помочь аппаратным средствам и ПО исполнять программы для PA-RISC, в которых встроены 32-разрядные данные и команды.
О процессоре IA-64 мало что известно, но одно можно сказать точно: это процессор с многочисленными параллельно работающими исполняющими устройствами. В таких процессорах большая нагрузка ложится на компилятор. А как это отражается на ОС?
Конечно, это не может не отразиться на архитектуре ОС, и мы над этим очень много работаем, переписываем какие-то части ядра HP-UX. Этот процесс еще не закончен, и это очень серьезная часть работы.
Была эра CISC, потом RISC, потом - нечто туманное, о чем сначала говорили как об архитектуре сверхдлинного слова - VLIW, а теперь более обтекаемо называют пост-RISC. Как ни назови, грядет новая процессорная эра. Неужели правда?
Я в этом абсолютно уверен. Это следующее поколение процессоров. Мир придет к другой архитектуре. Здесь другой подход, хотя и во многом сходный с тем, что было. Можно сказать, что новая архитектура представляет одновременно и CISC, и RISC, и VLIW.