На изображениях журнала Playboy, иллюстрации которого пользуются огромной популярностью, отныне будут размещать цифровые водяные знаки, которые должны послужить защитой от пиратства в Internet.

Редакция журнала подписала соглашение с фирмой Digimarc, владельцем технологии, позволяющей компаниям помещать на изображениях специальные метки, идентифицирующие собственность. Эти метки, проникая в цифровые изображения, остаются невидимыми для глаза, но распознаются специальным программным обеспечением Digimarc.

"Авторское право должно быть защищено, - заявила Эйлин Кент, вице-президент по новым носителям информации Playboy. - Чтобы Сеть превратилась в эффективное средство распространения коммерческой информации - а к этому и следует стремиться, - необходимо защищать интеллектуальную собственность. В противном случае невыгодно будет вкладывать деньги в развитие этих технологий".

Обнаженная натура Playboy - один из товаров, которому уделяется наибольшее внимание пиратов Internet. Кое-кто перетаскивает изображения на собственные Web-страницы и в информационные бюллетени Usenet. И Web-сервер Playboy (www.playboy.com) не является единственным источником таких материалов. Злоумышленники часто сканируют изображения прямо из журнала.

Попытка Playboy является первым серьезным испытанием технологии, которая пока не получила широкого распространения.

Как отмечают пользователи, авторские права нарушаются сплошь и рядом, так что технология, которая могла бы положить конец этому безобразию, весьма актуальна.

Корпорация IBM, выпустившая продукт Cryptolopes, и компания First Virtual Holdings предпринимали попытки обеспечить защиту авторских прав. Разработчики стремились создать ситуацию, при которой пользователям проще было бы заплатить за информацию, распространяемую легальным способом, но технологии эти не получили признания.

Playboy - не единственная компания, применяющая технологию оперативной защиты авторских прав, однако ее начинания выглядят весьма многообещающе.

"Нас обкрадывают, и мы пока не видим приемлемого выхода из сложившейся ситуации", - признал Крис Пизи, Web-мастер компании Universal Press Syndicate.

Universal Press приобрела и поместила в Web изображения "Dilbert" и "Calvin and Hobbes". Эти изображения превратились в своеобразные пиктограммы для пользователей компьютеров и часто становятся объектами посягательств пиратов.

Пизи рассказал, что сотрудники United Press проводили исследования возможности предотвращения пиратских действий, однако существующие методы борьбы показались чересчур навязчивыми и неудовлетворительными. Кроме того, сама процедура установки защиты занимает слишком много времени. В связи с тем, что United Press помещает в Internet до 30 комических рисунков ежедневно, сотрудникам приходится работать очень быстро, иначе доступ легальных пользователей к узлу United Press будет затруднен.

В Playboy же намерены действовать следующим образом: как только факт нарушения авторских прав обнаруживается, компания немедленно связывается с людьми, пересылающими информацию, и требует удалить ее. Если пираты отказываются уступить, Playboy подает в суд.

Законодательство об авторском праве предоставляет его владельцам возможность самим определять круг лиц, которым разрешается копировать информацию, а также отслеживать, предназначаются ли копии для личного или коммерческого использования. Однако на практике владельцам авторских прав очень трудно убедить суд склонить чашу весов в свою пользу, пока они не представят доказательства нанесенного им реального ущерба.

Digimarc оценивает стоимость своих услуг в 5000 долл. в год для корпоративных клиентов и в 100 долл. для независимых фотографов. Технология предназначена для обработки изображений, а также файлов с аудио- и видеоинформацией, однако продукты Digimarc работают только с изображениями.

Playboy будет наносить на свои графические материалы специальные метки, которые, проникая в цифровые изображения, остаются невидимыми для глаза, но распознаются специальным ПО фирмы Digimarc.