Продукты таких компаний, как Pointcast и BackWeb, предлагающие организованную в соответствии с запросами пользователя автоматизированную доставку на его настольный ПК самой разнообразной информации - от сводок о котировках акций до последних новостей о перемещениях марсохода, - становятся все более популярными. А выпуск Netscape Communicator и Microsoft Internet Explorer 4.0, в которые включены модули, поддерживающие широковещательную передачу информации, сделают эту технологию доступной для большинства корпоративных сетей.

Суть технологии выражается лозунгом "позвольте нам разыскивать нужную информацию в Сети для вас", который и делает эти продукты столь привлекательными. Как говорят системные администраторы, сотрудники получают тематические подборки новостей, которые они сами никогда бы не разыскали. Хотя в большинство программ принудительного распространения информации встроена изящная агентская технология, позволяющая загружать информацию с сервера только в интервалах между сеансами онлайновой работы, совокупность потоков новостей, доставляемых многочисленным адресатам по всему офису, может серьезно затруднить работу сети.

Программы принудительного распространения также порождают довольно значительный трафик в Internet в целом, поскольку они автоматически опрашивают разные узлы. Помочь в борьбе со снижением производительности магистралей Internet призваны новые продукты и технологии, ограничивающие полосу пропускания, например многоадресная IP-рассылка.

В настоящее время средств контроля трафика принудительного распространения совсем немного, да и те не слишком привлекательны. Администраторы могут или смириться с замедлением работы, или выделить более широкий канал связи для устранения возникшего затора, или же стать "полицией по надзору за принудительным распространением".

Но не в каждом офисе применимы драконовские меры. Скорее всего, наложенный администратором запрет на использование популярного продукта, такого как Pointcast, будет соблюдаться не дольше месяца. Кроме того, широковещательная передача данных определенного типа может быть неотъемлемым атрибутом ежедневной работы.

Эта проблема обусловила появление нового класса "душителей полосы пропускания".

В прошлом месяце компания Packeteer объявила о выпуске своей программы PushBack, которая позволяет настраивать приоритеты трафика принудительной рассылки и на их основе направлять принудительно распространяемые данные по избыточной полосе пропускания. Компания Cisco предлагает схожую технологию, и, по прогнозам аналитиков, к концу года на рынке подобных продуктов будет яблоку негде упасть.

Программы, подобные предложенной компанией Packeteer, позволяют администраторам ускорять и замедлять передачу информации по определенным каналам и могут помочь в борьбе с перегруженностью на сетевом уровне.

Но принудительное распространение информации усложняет работу не только внутрикорпоративных сетей. Автоматические агенты непрерывно гоняют информацию по Web, и это также отражается на совокупной нагрузке на Internet.

"Технология принудительной рассылки противоречит модели Internet, в соответствии с которой пользователи лишь время от времени щелкают мышью по кнопкам браузера, давая передышку своим мозгам. В данном случае это программа, которая автоматически с небольшими интервалами делает множество запросов. Это коренным образом меняет профиль работы Web", - сказал Евгений Шкляр, вице-президент по маркетингу компании Keynote Systems, которая предоставляет консультации по вопросам производительности Web.

По словам Роберта Хэдженса, начальника отдела инженерных разработок в области Internet компании MCI, их фирма намерена еще сильнее "напрячь" магистрали Internet.

Трафик принудительной рассылки - это "ярмо на шее" каналов связи - стал важным аргументом в пользу многоадресной IP-рассылки, высокоэффективного способа доставки партий пакетов данных.

Многоадресная IP-рассылка, которую в настоящее время поддерживают 70 поставщиков услуг, производителей аппаратных и программных средств и производителей вспомогательных компонентов, предотвращает дублирование операций по обработке пакетов во время их передачи через Сеть. В соответствии с широко распространенным в настоящее время методом одноадресной доставки (unicasting), если нужно доставить два одинаковых пакета данных на две разные настольные машины, то пересылка из сервера-источника через Internet до адресатов будет проведена дважды. В противоположность этому многоадресная доставка позволяет передавать по сети один пакет данных до тех пор, пока он не достигнет точки разветвления магистрали, расположенной максимально близко к двум машинам-получателям. Здесь пакет сам себя дублирует, и эти дубли направляются пользователям, запросившим данные. В результате значительно сокращается непроизводительный трафик.

"BackWeb планирует реализовать поддержку многоадресной IP-доставки в следующей версии своего сервера, выпуск которого намечен на нынешнее лето", - сказала Джулия Мартин, начальник отдела маркетинга компании.

Многие фирмы, соперничающие с BackWeb, также заявили о своей поддержке многоадресной IP-доставки, а пионер push-технологии компания Tibco уже использует многоадресную доставку в своей модели принудительного распространения publish-and-subscribe ("публикация и подписка"). Но два других крупнейших игрока, Pointcast и Marimba, еще не поддержали этот проект. Даже если они поддержат многоадресную доставку, понадобится еще несколько лет, прежде чем она станет практическим решением. А для этого нужно, чтобы ее повсеместно взяли на вооружение компании, занимающиеся принудительным распространением информации, поставщики услуг Internet и пользователи.

Между тем системные администраторы могут найти утешительные для себя факты в скромных квартальных результатах, объявленных несколькими производителями продуктов принудительного распространения информации. В условиях жесточайшей конкуренции между ними становится ясно, что для успеха на рынке push-технологии продукту недостаточно только изящного графического интерфейса. Все более весомым аргументом в пользу того или иного продукта становится его способность обеспечить грамотное, рациональное использование сетевой полосы пропускания.


Выбери себе отраву по вкусу

Продукты push-технологии можно классифицировать по пяти категориям, начиная от "несколько назойливых" и кончая "абсолютно бесцеремонными".

Notification (уведомление) - Пользователь просит, чтобы информация присылалась ему автоматически с заданными интервалами по выбранному им самим средству связи.

Profile (профиль - группа параметров, заданных пользователем) - Использование профиля, предпочтительного для пользователя; служба принудительного распространения информации отслеживает источники информации, ищет материалы, соответствующие заданным параметрам, и передает их абоненту.

Automated pull (автоматическая pull-доставка; пользователь может самостоятельно проводить поиск в Web и извлекать информацию с любимых страниц выбранных узлов в заранее указанное время) - Аналогична доставке по заданному профилю, но Web-страницы часто передаются целиком в соответствии с индивидуальными запросами пользователя.

Automated push (автоматическая push-доставка) - Пользователь становится подписчиком службы, например Pointcast, которая для передачи периодических запросов на информацию применяет программы опроса Web-узлов. Широковещательная рассылка часто осуществляется во время живого соединения с Web-узлом.

Channel-changer (переключатель каналов) - В настольном компьютере пользователя имеются тематические каналы (к примеру, спортивный, финансовый), по которым непрерывно идет широковещательная рассылка информации.