Глубокоуважаемый Билл! Говорят, завоевав весь мир, Александр Великий сел и заплакал. Какое занятие найдете себе в следующем столетии Вы, человек, покоривший вселенную?
Вам идет пятый десяток, Вы познали радости супружества и отцовства. До настоящего времени Вам во всем сопутствовал успех. Конкурентам остается разве что брызгать слюной от бессилия. И если будут реализованы Ваши честолюбивые проекты, нечистые на руку магнаты XIX века будут казаться жалкими неудачниками рядом с великим главой Microsoft. Все чаще и чаще должен посещать Вас вопрос: что же дальше?
Осмелюсь вынести на Ваш суд несколько предложений, которые, я надеюсь, окажутся уместны в период перехода от господства на рынке программного обеспечения для ПК к тотальному контролю инфраструктуры сетевых технологий во всех отраслях промышленности. Пора взглянуть правде в глаза: Ваши амбиции не соответствуют масштабу Вашей личности. Вам предоставилась возможность стать подлинным лидером. Наверное, это кому-то не понравится, однако Вам одному решать: взять эту ношу на себя или отказаться от нее.
Технологии Microsoft уже играют определенную роль в восстановлении социальных связей, которые в современном обществе приобретают все более аморфный, мозаичный характер, и в определенных случаях даже оказываются вовсе утраченными. Возникновение "электронных сообществ" не случайно совпадает по времени с появлением новых социальных проблем, которые тяжким грузом ложатся на плечи граждан.
Чтобы достичь того уровня благосостояния, который раньше мог обеспечить своим близким глава семьи, сегодня должны работать уже два человека. Люди потеряли чувство уверенности в завтрашнем дне. И это невзирая на развитие экономики и полную занятость!
Кроме того, человек все чаще оказывается в критических ситуациях, когда необходимо сделать выбор. Речь идет не только о карьере или финансовых вопросах, но и здравоохранении, страховании, образовании, пенсионном обеспечении. Именно техника способна помочь личности разобраться в сложной ситуации. Результатом слияния телевидения и Internet должно стать нечто большее, чем появление новых видов развлечений.
Изменения в мировой экономике происходят практически столь же стремительно, как и в технике. Мировой рынок перестает быть "лоскутным одеялом".
Крупные промышленники будут пользоваться авторитетом не только среди технарей и бизнесменов. Они станут влиятельными общественными деятелями, определяющими формирование государственной политики, в частности политики социальной. Может быть, это произойдет само собой, а возможно, сначала нам предстоит осознать неизбежность этого процесса. Вам, несомненно, известно, что рыночная модель экономики более эффективна, чем государственная или военная. Технический прогресс имеет оборотную сторону: для выполнения возрастающего объема работ требуется все меньше сотрудников. Мы должны действовать очень осторожно, дабы не лишить других тех преимуществ, которые сулят новейшие технологии. Было бы хорошо, если бы социальные, образовательные и экономические различия постепенно нивелировались.
Вы и Ваши коллеги могли бы играть весьма заметную роль в выработке политики в области торговли, утверждении новых принципов и норм существования всемирного электронного рынка. Если представители деловых кругов будут манкировать этой задачей, это приведет к образованию пустот в системе свободной экономики, которую заполнят неолуддиты и тоталитарные режимы.
Бросьте дискутировать с Ларри Эллисоном по поводу достоинств "толстых" клиентов перед сетевыми или со Скоттом Макнили о преимуществах NT над Java, возьмите на себя задачу, достойную Вашей личности! Ваше истинное предназначение - стоять у истоков рождения нового мира, в котором технические достижения будут влиять на качество и уровень медицинского обслуживания, образования, позволят предоставить финансовые гарантии рабочим, на сегодняшний день в них нуждающимся, а также принять дополнительные меры для охраны окружающей среды.
История богата примерами, когда крупнейшие предприниматели делали подобный выбор. Эндрю Карнеги пожертвовал значительную часть своего капитала на благотворительные нужды, Альфред Нобель загладил свою вину перед человечеством за производство оружия. Имеются и прямо противоположные примеры: Джон Д. Рокфеллер, Генри Форд. Готовы ли Вы смириться с тем, что история отведет Вам место в одном ряду с двумя последними? От Вас зависит, как наши внуки оценят вклад Microsoft в историю человечества.
Вам предлагается миссия полномочного посла от страны, имя которой - техника. И если Вы решите взять на себя эту роль, заклинаю Вас быть предельно осторожным и забыть о том, что Вы - предприниматель, к тому же на редкость удачливый. Итак, социальный мечтатель, а не тривиальный производитель программного обеспечения; пример для всех людей, а не только для крупных бизнесменов. И никогда не следует забывать о главном вопросе: какую пользу могут принести мировому сообществу новые технологии? Вам не раз приходилось демонстрировать свою смелость и проницательность - качества, которые трудно переоценить. Смею надеяться, что Вы сделаете правильный выбор!
Джим Чампи - главный консультант корпорации Perot Systems. Его Internet-адрес: JimChampy@ps.net.
Как нам реорганизовать корпоративную стратегию
Боб ЛьюисИз речи руководителя: "Наша компания меняет стратегию".
Перевод: "Мы понятия не имеем, что делали до сих пор, но теперь все будет по-другому".
Любые шаги лучше всего оправдывать необходимостью реагировать на изменение потребностей бизнеса.
Это оправдание на все случаи жизни. Почему нам необходимо увеличить штат? Мы стремимся быстрее реагировать на изменение спроса. Почему мы создаем эту программную систему? Помилуйте, не мы же определяем спрос, мы на него только реагируем. Почему этот проект был завершен на три года позже намеченного срока? Запросы пользователей постоянно меняются.
Думаю, мне удалось хоть отчасти завладеть вашим вниманием, и теперь я позволю себе сделать небольшое отступление. Конечно, реагировать на спрос очень важно. Но не забывайте, кто "главнее": хвост или собака. Хвост, увы, не виляет собакой, тогда как наоборот - сколько угодно.
Компании принимают решение об инвестировании средств в те или иные новые технологии на основе бизнес-анализа. Но корпоративные пользователи не следят за развитием технологий, и поэтому плохо представляют себе весь спектр возможностей.
Последние принесут свои плоды, если все время быть в курсе изменений - это касается как технологии, так и направлений развития бизнеса. В одной из своих предыдущих колонок я говорил о тенденциях, характерных для недавнего прошлого: я имею в виду улучшение качества продуктов и совершенствование обслуживания. Они имеют первостепенную важность. Но и это далеко не все - нельзя жить вчерашним днем. Чтобы осмыслить перспективы развития бизнеса, необходимо понять, что клиенты покупают не продукты - для них важны результаты этих сделок. Когда вы покупаете машину, то тем самым приобретаете прежде всего средство передвижения.
Что же определяет тенденции изменения корпоративной стратегии? Стоит выделить три основных направления: показ продуктов "лицом", "молекуляризация" продукта и контакт с потребителем. Давайте разберем каждое из них подробнее, тем более что - хочешь не хочешь - придется обеспечить их технологическую поддержку.
Представление продуктов имеет важное значение для всех потребителей, и компьютерная отрасль - не исключение. Для того чтобы вывести в свет любимое детище, порадовав при этом клиетов, существует масса возможностей. В McDonald's, например, придумали комплексные обеды для детей под названием Happy Meals. Это не просто продажа - это средство сохранить своих постоянных клиентов и завоевать сердца (и желудки) новых.
"Молекуляризация" (ну и словечко!) дает возможность разбивать продукты и услуги на составляющие, или "молекулы", с тем, чтобы их можно было смешивать, сочетать и комбинировать, создавая для каждого клиента специализированные пакеты. С "молекуляризацией" приходится сталкиваться всякий
раз при покупке персонального компьютера: клиент сам выбирает необходимый объем оперативной памяти и жесткого диска, сам решает, стоит ли устанавливать ленточный накопитель, какого размера должен быть монитор и какой принтер следует подключить. А те сбои, с которыми мы все сталкиваемся при инсталляции, только доказывают, как трудно обеспечить "молекуляризацию".
Контакт с потребителем представляется мне наиболее важным. Это направление служит логическим продолжением программ поощрения постоянных покупателей. Так, подобные программы в авиакомпаниях позволяют "штамповать" спокойных и доброжелательных пассажиров, но никак не способствуют появлению тесного контакта между компанией и пассажиром. Это задача специальных "клубов" в аэропортах. Ее же призваны решать и ассоциации независимые пользователей, которые, однако, поддерживаются и поощряются производителями. В качестве примера можно привести организацию DNRC, Dogbert's New Ruling Class - некое подобие клуба, задача которого - укрепление и без того довольно тесных связей читателей Dilbert c героями странички комиксов. Посетители узла Dilbert Zone (http://www.unitedmedia.com/comics/dilbert/) имеют возможность ознакомиться с каталогом календариков Dilbert или ковриков для мыши. Это замечательный пример, иллюстрирующий, как тесный контакт с потребителем исключительно благотворно влияет на продажу продуктов, или, если угодно, это образец удачной стратегии ведения бизнеса с помощью WWW. В результате клиент начинает ощущать свою исключительность, чувствовать, что к нему относятся по-особому: куда там остальным 5 миллиардам.
В грядущем десятилетии три эти фактора - представление продуктов, "молекуляризация" и контакт с потребителем - будут определять стратегию многих компаний. Но если не обеспечить им достойную поддержку всеми новыми технологиями, наличие какого-либо из этих факторов не принесет вам успеха. А по мне, так все к лучшему - ведь это означает, что в ближайшее время темы, которые я освещаю в этой рубрике, не будут исчерпаны.
Боб Льюис - консультант корпорации Perot Systems. Его адрес - robert.lewis@ps.net.