Интеллектуальный сетевой сервис включает в себя организацию виртуальных частных сетей (VPN), карт доступа, обслуживание номеров для бесплатных междугородных переговоров (toll-free numbers) и сервис "единого номера" (one-number). Как сообщила Джо Пиггот, совладелец компании Schema, занимающейся исследованиями рынка систем связи, ожидается, что в Европе в 2002 году объем этого рынка составит 15 млрд. долл., что более чем втрое превысит нынешний показатель - 4,4 млрд. долл.

Интеллектуальные сети используют компьютер, названный Service Control Point (SCP), который "сидит" на телефонной сети общего доступа. SCP, работающий обычно на программной платформе, создаваемой пользователем, в состоянии выполнять различные задачи из области маршрутизации. Он, например, в состоянии направить вызов toll-free номера на представляющий его соответствующий местный номер. Кроме этого, SCP-компьютеры могут использоваться в качестве маршрутизаторов между отделениями корпорации, обеспечивая гарантированный уровень сервиса, безопасности и цен. Такой подход широко известен как виртуальная частная сеть (VPN, virtual private network).

По мнению Роберта Праттена, ведущего консультанта Schema, после введения государственного регулирования с 1 января 1998 года уже существующим и вновь создаваемым телекоммуникационным компаниям придется вкладывать больше средств в аппаратное и программное обеспечение IN, чтобы выстоять в конкурентной борьбе.

"В ближайшем будущем все сети для передачи голоса станут интеллектуальными," - говорит Праттен. Он считает, что IN-технология все еще достаточно нова и не нашла пока широкого применения, но положение должно измениться, так как телекоммуникационные компании вынуждены развивать свои службы и улучшать сервис, дабы выстоять в условиях ужесточающейся конкуренции. Получать прибыли, поддерживая только трафик голосовой информации, при условии, что конкурентная борьба приведет к снижению тарифов, станет все труднее. Поэтому, по мнению Праттера, единственный способ выжить - предоставлять клиентам дополнительный сервис.

Сотрудники компании Schema, опросив 500 корпоративных пользователей, 30 руководящих столичных, региональных, национальных, международных и мобильных телекоммуникационных компаний и 30 IN-провайдеров в 14 европейских странах, выяснили, что из 4,4 млрд. долл., которые корпоративные пользователи истратили на IN-сервис в 1996 году, 33% приходится на оплату номеров с льготным тарифом и только 26% - на VPN-услуги. Однако к 2002 году доля VPN в доходах европейских IN-служб составит 37%, а на льготный тариф будет приходиться только 12%.

Рост доходов от VPN, как считает Праттен, будет связан с тем, что многие компании откажутся от сетей, работающих по выделенным каналам, и будут отдавать предпочтение более дешевому VPN-решению.

Растет также популярность "единых" номеров, когда один номер закреплен за мобильным, рабочим и домашним телефонами. В 1996 году на предоставление таких услуг пришелся только 1% доходов от эксплуатации интеллектуальных сетей в Европе, а в 2002 году эта цифра составит 11%, или 1,17 млрд. долл.

По данным Пиггот, несмотря на очевидный рост IN-рынка в Европе, этот вид бизнеса несомненно более развит в США. Для сравнения, доход только от обслуживания toll-free номеров в 1996 году в Европе составил 1,06 млрд. долл., тогда как в США эта сумма достигла 15 млрд. долл.

Одна из причин, по которой европейские компании не спешат воспользоваться IN-услугами, заключается в том, что здесь телекоммуникационные службы медлят с внедрением новых услуг и недостаточно эффективно используют уже существующие. По мнению Пиггот, телекоммуникационные компании должны убедить своих пользователей, что IN-услуги, такие как VPN, позволят сократить расходы, а другие, например toll-free номера, смогут привлечь новых клиентов.


Будущее виртуальных сетей туманно

Имеют ли виртуальные частные сети (virtual pivate network, VPN) будущее в корпоративных сетях? Еженедельник Infoworld опросил около трех сотен своих читателей - собираются ли они создавать защищенные VPN для бизнес-транзакций и связи

Создают 10%
Собираются создавать 35%
Не собираются создавать 40%
Не определились 15%