, к "летающим экспонатам" - самолетам, вертолетам, ракетам, как стоящим в бездействии, так и демонстрировавшим свои возможности в небе над громадным аэродромом Летно-исследовательского института им. М. Громова.
Однако на выставке нашлось место и компьютерным технологиям, которые, правда, не всегда внешне выглядели - да и назывались - столь же эффектно, как, например, боевые вертолеты "Черная акула" или "Аллигатор". Правда, никаких следов виртуальной реальности, подобной той, что была недавно продемонстрирована в Ле-Бурже фирмой Dassault Systemes (см. Computerworld #32/97), обнаружить не довелось. Некоторые российские разработчики высказали мнение, что назначение подобных дорогостоящих систем - чисто маркетинговое: с их помощью авиационной фирме проще убедить крупных клиентов в необходимости размещения заказов именно на ее предприятиях.
Тем не менее при создании качественной техники уже невозможно обойтись без современных CAD/ CAM-систем. В России используются все широко известные в мире САПР; некоторые из них, в частности системы Unigraphics и CATIA, были представлены на салоне.
Конечно, уровень оснащенности российских предприятий CAD/CAM-системами ниже, чем зарубежных компаний, однако до сих пор это, к счастью, не мешало созданию конкурентоспособной авиационно-космической техники. Подтверждением тому стало, например, предложение европейского концерна Airbus Industrie российским производителям о выработке совместной программы, цель которой добиться равноправного - с американской фирмой Boeing - положения на мировом рынке гражданских самолетов.
Возможно, достижения российских авиастроителей объясняются, не в последнюю очередь, и уровнем собственных разработок в плане использования компьютерных технологий, многие из которых - в силу различных обстоятельств - до сих пор остаются неизвестными специалистам из других отраслей.