Хуже приходится тем, кто решит стать провайдером: неизбежно возникает ряд вопросов, ответы на которые оказывается найти крайне непросто. Между тем существует ряд общих правил, позволяющих наиболее эффективно организовать узел Internet.

Прежде всего следует учесть особенности становления Internet в нашей стране. В наиболее развитых странах организация инфраструктуры Сети находится под эгидой государства. Классическим примером может служить история самой сети Internet. Ее прообразом стала исследовательская сеть Министерства обороны США, созданная на случай ядерной войны для управления стратегически важными объектами. За последние два десятилетия Сеть сильно коммерциализировалась, и многие нынешние пользователи наверняка забыли о ее первоначальном назначении. Тем не менее правительство и администрация президента США продолжают выделять деньги на проекты, направленные на развитие сети.

В России ситуация иная: у нас Internet развивался в основном благодаря усилиям отдельных инициативных групп, руководили которыми энтузиасты - выходцы из научной среды. Доля государственных инвестиций в этой сфере была невелика.

В нынешнем году в российской части Сети наблюдались тенденции, позволяющие предположить, что ситуация на рынке услуг Internet скоро изменится. Во-первых, провайдингом начали заниматься не только традиционно тяготеющие к наукоемким инновациям компьютерные фирмы, но и прежде далекие от компьютерных коммуникаций телефонные компании. Характерно, что не только известные московские поставщики телефонных услуг, такие как Combelga и Comstar, организовали у себя отделы по работе с Internet. Предоставлять IP-услуги начали и региональные отделения АО "Электросвязь". Хотя они испытывают нехватку квалифицированных кадров в области маршрутизации, тем не менее для российской глубинки они иногда становятся единственным связующим звеном с мировыми ресурсами Сети.

Во-вторых, развитие Internet наконец-то начало происходить при заметной поддержке государства. Органы государственного управления на местах, не надеясь на помощь из федерального бюджета, осознают необходимость вложения средств в развитие Internet в своем регионе. Свидетельством тому является увеличение в 1996-97 годах количества заявок от городских и областных администраций на организацию региональных узлов Internet. Более того, местные власти отыскивают для развития Сети существенные финансовые ресурсы. Так, например, администрация одного уральского города выделила 100 тыс. долл. на построение спутникового канала для выхода в Internet.

Вероятно, одним из первых крупных узлов Internet, созданных в России при прямом участии органов государственного управления, является узел в Пскове. По распоряжению губернатора Псковской области Е.Э. Михайлова было закуплено маршрутизирующее оборудование и создан канал тональной частоты (ТЧ-канал), реализованный в виде двух четырехпроводных линий, подключенных к одному из московских провайдеров. Максимальная пропускная способность такого канала не превышает 28 800 Кбит/с, однако благодаря применению современной технологии сбалансированного распределения пакетов между линиями ширина канала оказывается довольно значительной. В результате по такому каналу смогут работать, не мешая друг другу, все областные организации, которые местная администрация планирует подключить к Internet. Осуществление данного проекта представляется существенным достижением на фоне удручающей картины развития в нашей стране услуг по предоставлению доступа в Internet. Ведь многие регионы России и бывшего СССР имеют только UUCP-доступ.

Справедливости ради надо отметить, что Псковская областная администрация не может претендовать на роль первопроходца - администрация Новгорода давно имеет свой узел Internet. Однако уровень технической оснащенности псковского узла значительно превосходит средний показатель по России.

Успех реализации псковского проекта в значительной степени связан с тем, что в его основу было заложено качественно выполненное технико-экономическое обоснование. В регионах, где затраты на построение узла Internet гораздо выше, чем в столице, а свободных средств меньше, затея с организацией узла Сети оказывается бесперспективной, если не удается минимизировать изначальные затраты. Основная заслуга Псковской областной администрации заключается в том, что ей удалось сэкономить средства везде, где это было возможно.

Обобщая псковский опыт, можно сделать следующие выводы. Во-первых, за создание узла Internet лучше всего браться, наладив тесное сотрудничество с государственными органами управления или бюджетными организациями, готовыми принять на себя часть расходов. Стоимость аренды физической линии связи (ТЧ-канала, цифровой коммутируемой или спутниковой линии) окажется в 3-5 раз ниже, чем в случае выбора партнера из числа хозрасчетных или коммерческих организаций.

Во-вторых, необходимо тщательно выбирать первичного провайдера. Если вы решили эксплуатировать линию связи с Internet совместно с государственным учреждением, имеет смысл заключить договор с одним из некоммерческих провайдеров. У последних имеются достаточно хорошая материальная база и относительно незагруженные международные каналы связи. Кроме того, предоставляемая некоммерческим провайдером скидка на абонентскую плату может составить до 50% процентов от общепринятых расценок.

В-третьих, с первичным провайдером полезно сотрудничать при закупке оборудования для узла. Фирма-поставщик телекоммуникационных услуг поможет составить проект, выбрать необходимые технические средства. К тому же, приобретая оборудование через провайдера, можно сэкономить 10-15% средств за счет различных скидок.

Таким образом, если принять во внимание все эти возможности, стоимость проекта по созданию регионального узла уменьшается в несколько раз. В результате проект оказывается по карману даже небольшому городу. При уменьшении приходящихся на первый год работы затрат с 40 до 15 тыс. долл. узел Internet уже в течение первого года может полностью или частичо компенсировать затраты из регионального бюджета за счет сокращения междугородних и международных телефонных переговоров, рассылки факсимильных сообщений по Internet, получения доступа к бесплатным информационным ресурсам и так далее.

Существует еще одна причина, почему государственные органы или их предприятия в состоянии успешнее других развивать телекоммуникационные проекты в регионах. Причина эта заключается в особенностях лицензирования деятельности в области связи. Те, кто хотя бы раз пытался получить лицензию оператора связи, наверняка знают, что это требует больших финансовых расходов, да к тому же занимает много времени. Государственные же органы, действующие в интересах своего региона, могут найти законные пути оптимизации и удешевления процесса получения лицензии. Такие расходы, как госпошлина, конечно, неизбежны, однако при правильном подходе изначальные затраты на получение лицензий можно свести к минимуму.

Более того, зачастую только поддержка государства делает возможной реализацию телекоммуникационных проектов. Согласно закону РФ "О связи" от 20 января 1995 года организация популярных сейчас компьютерных радиосетей подлежит контролю со стороны Министерства связи РФ. Это означает необходимость регистрации в органах Госсвязьнадзора при наличии решения Государственного комитета по радиочастотам (ГКРЧ). В отдельных случаях требуется лицензия Минсвязи. Поэтому, несмотря на относительно невысокую стоимость оборудования и монтажных работ, городские сети с беспроводным доступом в России встречаются пока редко. В условиях, когда качество медных проводов, мягко говоря, оставляет желать лучшего, а прокладка оптоволоконных кабелей по всему городу не по карману местному бюджету, беспроводная техника часто оказывается единственным средством обеспечения доступа к удаленным объектам. В определенном смысле беспроводные компьютерные сети представляют собой дополнение к оптоволоконным линиям или вовсе заменяют их там, где оптоволокна просто нет.

Перед государственными органами в регионах открывается новая перспектива - в то время как в подавляющем большинстве регионов коммерческие организации ведут себя осторожно и не решаются на создание операторов компьютерной связи, областные или городские администрации могут получить в свои руки значительный сегмент телекоммуникационного рынка.

План создания радиосети в Пскове существовал уже в течение почти двух лет (еще до победы на выборах нынешнего губернатора), однако только в 1997 году начались работы по его реализации в обновленном виде. Дело, видимо, еще и в том, что благодаря снижению весной этого года на 15-20% цен на соответствующее радиооборудование подобные проекты стали более доступными и рентабельными. В Москве это событие вылилось в бурный интерес корпоративных заказчиков к компьютерным радиосетям.

Итак, есть все основания полагать, что в условиях, когда финансирование крупных программ по развитию Internet в России из федерального центра кажется маловероятным, инициатива местных государственных органов может привести к быстрому изменению положения в российской части Сети. Благодаря осуществлению проектов, реализуемых совместно с государственными учреждениями, ресурсы Сети станут доступны не только компьютерно-интеллектуальной элите, но и простым пользователям, которым Internet нужен не меньше, чем столь привычные нынче телефон, телевизор и персональный компьютер.


Евгений Ковалев - коммерческий директор компании "РМ Телеком".