Видеоконференции становятся интеллектуальней

Видеоконференции для регионов

Новая профессия

Возможности общения, функции, поддерживающие работу с разделяемыми приложениями и интерактивный обмен информацией и предоставляемые видеоконференциями, позволили рассматривать видеоконференции как часть решения по автоматизации деятельности предприятия и отдельного пользователя. Число установленных на начало 1996 года систем превышает во всем мире 350 тысяч (при этом более двух третей из них установлены в США). В этой стране никого не удивляет тот факт, что на визитных карточках, наряду с телефоном, факсом, адресом электронной почты указывается телефон и адрес, по которому можно осуществить видеоконференц-связь. Здесь к концу 1998 года планируют оснастить системами для проведения видеоконференций более 90% рабочих мест. Однако в России дела обстоят пока совсем иначе. Связано это с ограниченными возможностями российских рынков компьютерных технологий и телекоммуникаций. Видеоконференции сегодня - это относительно новая технология, вобравшая в себя лучшие достижения в компьютерной области, в том числе и столь популярную сегодня технологию мультимедиа. Два-три года назад вряд ли кому-нибудь пришло бы в голову, что видеоконференции из забавы для профессионалов превратятся в серьезные инструменты решения конкретных задач. Поэтому вместо того, чтобы ругать неразвитость отечественных средств связи и косность пользователей, мы решили предоставить слово тем, кто уже успел накопить практический опыт продвижения на рынок или использования систем видеоконференц-связи.


Видеоконференции становятся интеллектуальней

Известный лозунг "Intel inside" намекает обычно на спрятанный внутри ПК процессор. Но внутри ПК можно найти и другие компоненты производства Intel. Например, адаптеры для популярной системы видеоконференций ProShare. Современные видеоконференции для бизнеса - не только возможность обсудить свои дела на расстоянии, глядя в лицо собеседнику, но и средство совместной работы над документами с использованием текстовых и графических редакторов. О новой версии системы видеоконференций ProShare инженер технического маркетинга Intel Владимир Слинько рассказывает научному редактору Computerworld Россия Игорю Левшину.

Расскажите, пожалуйста, в чем отличие этой версии ProShare от предыдущей?

15 июня мы представили новую систему деловых видеоконференций с технологией ProShare. Предыдущая система называлась Intel VS 200. В новом продукте сохранены и дополнены заложенные в ней возможности. Принципиальное отличие новой системы - встроенная поддержка трех стандартов (H.323, H.320, T.120). Оба стандарта H - стандарты на передачу звука и изображения, Т.120 - стандарт разделения данных. Поддерживая одновременно три стандарта, мы обеспечиваем небывалую до сих пор гибкость работы. Стандарт H.320 ориентирован на каналы с гарантированной полосой пропускания - сегодня это, например, каналы ISDN. Стандарт H. 323 рассчитан на каналы с негарантированным сервисом; он позволяет работать как по каналам ISDN, так и по локальным и глобальным сетям, включая телефонные линии. Старая система тоже могла работать в локальных сетях, но она не поддерживала этот стандарт, поскольку раньше он просто еще не был принят, его утвердили в октябре 1996 года. С тех пор появилось несколько прикладных программ, которые этому стандарту соответствуют, а наша система - первая, которая поддерживает все три стандарта. И самое главное - у нас есть решения, использующие все три стандарта. Такой системы нет еще нигде.

Вы демонстрировали возможность регулировки скорости передачи изображения от 28,8 до 200 Кбит/с. Это предел?

Пока предел - 400 Кбит/с. В предыдущей версии не было регулировки. По локальной сети скорость составляла 200 Кбит/с, она была фиксированная. Выбор скорости работы тоже описывается этим новым стандартом. Он предусматривает и автосогласование - гарантию того, что наша система с той системой договорится, какую скорость обе поддерживают. К тому же, если система соответствует стандарту, ее можно подключить к Internet и использовать в качестве Internet-телефона. Например, система на том конце может не передавать видеоизображения, а только принимать и передавать звук. Наша система договорится с той, появится сообщение, что видео не поддерживается, но мы будем слышать человека, а он сможет нас видеть.

Второе важное отличие - поддержка Microsoft NetMeeting. Третье - раньше мы использовали канал ISDN только для видеоконференций, теперь добавилось еще три варианта: доступ в Internet, доступ в удаленную локальную сеть и передача факсов.

Расскажите об интеллектуальной обработке изображения, которая здесь используется, - например выделение контура.

В старой версии это тоже применялось, но сейчас мы обязаны действовать по правилам, которые описывает новый стандарт. Если мы ограничены "узким" каналом, а передать нужно большую картинку, можно кодировать, скажем, не 9 ячеек, а одну, чтобы как-то передать изображение, хотя бы контур. Если картинка "застывает", мы имеем возможность передавать детали, которые на том конце постепенно прорисовываются, заполняя контуры.

То есть программа как бы сообщает: "Сейчас я буду передавать более детально"?

Совершенно верно. В ячейках изображения, которые присылаются, содержится атрибут, указывающий, какую площадь ячейка описывает. Соответственно осуществляется интерполяция.

Интерполяция происходит уже на том конце?

Да. Поскольку интерполяция - это обработка видеоизображения, качество изображения получается выше при использовании компьютера с поддержкой технологии MMX. В предыдущей версии поддержки MMX, естественно, не было. Минимальные требования к системе такие: процессор Pentium/133, рекомендуется Pentium/166 и выше с поддержкой технологии MMX. Мы предлагаем состав системы, который не сильно изменился по сравнению с предыдущей версией. Теперь поставляются другие адаптеры: один - для обработки видео и звука, второй - ISDN-адаптер. Небольшая видеокамера, наушник со встроенным микрофоном, отдельный настольный микрофон с эхоподавлением, позволяющий работать одновременно с настольным микрофоном и с колонками, - это тоже новшество. Рекомендованная цена 1100 долл.

Видеоадаптер и выводит и вводит изображение?

Нет, только вводит. Так обеспечивается совместимость. Некоторые наши конкуренты, поставляющие системы видеоконференций, предлагают универсальный адаптер, который одновременно вводит и выводит видео. Они могут немного выиграть на качестве локального видео, потому что у них видеосигнал не сжимается, а сразу выводится на экран. Пользователи полностью зависят от этого видеоадаптера. Видеоадаптер в данном случае определяет все характеристики системы. А звук в наших адаптерах и вводится, и выводится.

Какие ОС поддерживает система?

Раньше мы поддерживали Windows 3.x и Windows 95. Сейчас эта система поддерживает Windows 95, уже не поддерживает Windows 3.x и еще не поддерживает Windows NT, поскольку Microsoft старается защитить NT от прямых обращений к аппаратному обеспечению. Но интенсивная работа с этими адаптерами требует очень частых прерываний, прямых обращений к ЦП и памяти. В обычном режиме это вызвало бы резкое ухудшение качества. Поэтому Intel работает с Microsoft, чтобы сохранить качество видеопередачи, не снижая надежности Windows NT. Мы планируем обеспечить поддержку Windows NT в четвертом квартале этого года. Кстати, ни у кого из наших конкурентов ее тоже пока нет. OS/2 мы не поддерживаем из-за ее недостаточной массовости.

Кстати, о массовости. ISDN, на который в большой степени ориентирована система, у нас в России днем с огнем, по-моему, не сыщешь.

Это не так. Во-первых, найти можно, и даже легко. Во-вторых, есть частные коммуникационные компании, обычно с совместным капиталом, например Sovintel, Comstar, Combelga, РОСНЕТ и ряд других, которые продвигают собственные сервисные услуги, не полагаясь на то, что сделало до них государство. Уже года три такие каналы доступны, но этот сервис только разворачивается, и у них пока относительно высокие цены. В то же время компания "Московский Международный Телефон" (ММТ) уже сейчас предлагает каналы ISDN, как государственное предприятие, в первую очередь для связи с российскими операторами, с областными. Сейчас - летом и осенью этого года - пойдет стремительный рост, и начнется переход именно на российскую государственную сеть ISDN. В ММТ сказали, что у них тарифы за минуту связи по каналу ISDN будут точно такими же, как за минуту связи телефонной. Еще один важнейший фактор - быстрый рост в регионах. Для наших бизнесменов связь с регионами важнее, чем с заграницей. И я думаю, что какая-то доля пользователей ISDN будет применять систему видеоконференций как еще одну услугу.

А телефонные линии?

Домашние системы ориентированы на каналы Internet и телефонные каналы. Для Intel это важный сегмент, но часто система здесь не может показать себя из-за медленных каналов. Поэтому пока мы будем распространять бесплатно программное обеспечение Intel Internet VideoPhone. Система Microsoft NetMeeting поддерживает видео и звук, но ее мы используем только для передачи данных. Microsoft из этих же соображений распространяет систему пока бесплатно - для экспериментов домашних пользователей, хотя это уже готовый продукт. Если ее продавать, те, у кого плохие телефонные каналы, станут ругать программу за низкое качество видео, а на самом деле будет виноват канал.

Intel производит видеотелефоны для обычных телефонных линий, позволяющие по телефону в режиме "точка-точка" связать две системы. И опять-таки, поскольку система ориентирована на качественные телефонные каналы, она на сегодняшний день продается лишь в США, а здесь - только в составе новых компьютеров. Купить ее можно, и она доступна, но мы не предлагаем ее как отдельный продукт. Мы поставляем эту систему тем, кто производит и продает компьютеры, например Compaq.

Расскажите немного о рынке видеоконференций.

Существует три сектора рынка видеоконференций. Первый - настольные видеоконференции. Он ориентирован в первую очередь на бизнес-применения, на совместную работу с документами с поддержкой звука и видео. Второй сектор - групповые видеоконференции, они ориентированы главным образом на звук и видео. Как правило, эти системы устанавливаются в специальных комнатах. Они дороже. Третий - студийные видеоконференции. Там цены еще выше, лучше качество, и документы, как правило, не используются. На рынке настольных видеоконференций Intel является безусловным лидером, видеосистема ProShare 200 занимает 41% сектора.

В два других сектора Intel не собирается вторгаться?

В целом наша ориентация не изменилась. Для групповых видеоконференций Intel будет производить Team Station - готовое решение для конференц-комнат. Хоть мы стараемся работать и на этом сегменте, для нас он все-таки вторичный. Некоторые компании специализируются на двух верхних сегментах. Они продают меньшее количество устройств, но более дорогих.

А что Вы скажете о самом верхнем?

Пока планов нет. Студийные системы рассчитаны на скоростные каналы связи, высокое качество, поэтому сам канал дорогой. Это будет узкий рынок, а мы ориентируемся на массовый.

Вы работаете только с дистрибьюторами?

Все поставки нашего оборудования идут либо через дистрибьюторов, либо через производителей компьютеров. Поставки новой системы начались в середине июня. На сегодняшний день мы поставляем ProShare через трех дистрибьюторов: "Квазар Микро", Link Technologies и "Марвел". Объем продаж предыдущей версии измеряется в России сотнями за год. Я думаю, что со снижением цены и развитием российских сетей ISDN мы станем свидетелями стремительного роста продаж в этом году и в начале следующего - одновременно с появлением российского ISDN.

Есть ли у вас в России реальные конкуренты?

Их почти не видно. В секторе групповых видеоконференций у PictureTel чуть-чуть более сильные позиции, чем у Intel. Они производят оборудование и для настольных видеоконференций, но у них оно раза в два с лишним дороже, чем у нас. Среди других - Creative, Vivo, но их продукция, я считаю, не может соперничать с нашей новой системой, потому что там не поддерживаются все три стандарта. На сегодня, во всяком случае. Так что мы чувствуем себя уверенно на этом рынке.


Видеоконференции для регионов

Валерий Столяр

Бум в области телекоммуникаций, наблюдаемый сейчас в России, привел к появлению и в медицинских учреждениях современных высокоскоростных каналов связи и, как следствие, обратил внимание практических врачей и организаторов здравоохранения на проблему организации видеоконференций. Впервые у врачей есть возможность реального совместного обсуждения диагнозов, заключений, медицинских изображений - рентгеновских снимков, эхокардиограмм и так далее, а также проведения консультаций для врачей из периферийных клиник со специалистами ведущих медицинских центров (в западных клиниках видеоконференции уже вошли в практику работы врачей). Проведенный нами анализ и экономические расчеты показывают, что, по крайней мере, в 35% случаев видеоконференция позволяет избежать приезда самого больного для консультации. Мы рассматриваем применение видеоконференций в российских клиниках в трех аспектах.

Первый - предварительные консультации больных, направляемых затем на плановые операции в ведущие медицинские центры. Целью видеоконференции в этом случае является уточнение предварительного диагноза, просмотр и обсуждение результатов диагностики (в том числе медицинских изображений). В этом случае повышается качество обследования больных и подготовка к операции на догоспитальном этапе, а также исключаются затраты (как денег, так и, собственно, времени) на необязательные поездки больных, пересылку документов и так далее.

Второй аспект использования видеоконференций связан с возможностью для практических врачей из периферийных центров проконсультировать в плановом порядке своих больных (уточнить диагноз, схему лечения и тому подобное) у специалистов из ведущих медицинских центров России или других стран.

И, наконец, третий аспект связан с необходимостью срочной консультации больных, находящихся в критическом состоянии (новорожденные с врожденными пороками сердца, больные с тяжелыми нарушениями ритма сердца или после инфаркта, пациенты со сложными отравлениями или с ожогами и так далее). В этом случае видеоконференция должна быть проведена немедленно и, естественно, ее эффективность будет гораздо выше обычной телефоннной консультации.

Конечно же, практическое использование видеоконференций в клиниках требует высокого уровня компьютеризации клиники - компьютерные системы ввода и хранения изображений, компьютерные системы ведения историй болезни, налаженные системы компьютерных коммуникаций и современные средства хранения и обработки медицинской информации, поскольку видеоконференции должны стать фрагментами общей медицинской информационной системы учреждения. Видимо, поэтому одними из первых внедрением видеоконференций в медицинскую практику занялись "пионеры" использования ЭВМ в лечебном процессе - Научный центр сердечно-сосудистой хирургии им.А.Н. Бакулева РАМН и МНТК "Микрохирургия глаза", имеющие в своем распоряжении мощные медицинские информационные системы.

С середины 1997 года специалисты Научного Центра сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н.Бакулева РАМН приступили к реализации проекта "Видеоконфереции для регионов". Его цель - организация видеоконференций между 11 городами России и специалистами Центра по проблемам сердечно-сосудистой хирургии. Первыми городами, c которыми в сентябре-октябре1997 года будут проведены сеансы видеоконференций, будут Пермь, Тверь и С.-Петербург.

В качестве технической основы используется оборудование для видеоконференций фирмы Intel - Intel Business Video Conferencing, в качестве базовых ЭВМ - персональные компьютеры Dell Optiplex GXL/ P166. На первом этапе видеоконференция будет проводиться на основе каналов связи ISDN - в рамках "опытной зоны ISDN". Данный проект является некоммерческим, по крайней мере на первом этапе. Обеспечение первого этапа проекта необходимым оборудованием провели фирмы Intel, Dell, необходимое коммуникационное оборудование и каналы связи - MMТ и РОСНЕТ.


Столяр Валерий Леонидович - руководитель лаборатории автоматизированной истории болезни Научного центра сердечно-сосудистой хирургии (НЦССХ) им. А.Н.Бакулева РАМН. С ним можно связаться по электронной почте: aib@online.ru

Новая профессия

Олег Филюк

В отношении видео для нас интересны два направления: видеоконференции в прямом телеэфире и видеосервер. Первое направление мы продолжаем развивать. Мы уже провели две акции, связанные с "Программой А" и питерским кафе "Тетрис" (http://www.dux.ru). В первый раз это было интервью с питерской группой "Кирпичи", которая шла из "Тетриса", во второй - интервью с Федей Чистяковым из группы "Ноль", который вообще, кстати, интервью никому не дает. Он на это согласился только потому, что заинтересовался такой экзотической игрушкой, как видеоконференция.

Этот прецедент имел продолжение на петербургском телевидении. Там появилась музыкальная передача, метафора которой - навигация в Internet. Дизайн воспроизводит окна браузеров Netscape и Microsoft, появляются и закрываются окна, к любой информации дается ссылка на адрес в Internet. Явно чувствуется влияние наших видеомостов в "Программе А".

В обеих наших акциях видеосигнал транслировался из Питера в Москву. У нас была выделенная линия до здания Министерства образования России, а дальше - радиоканал в аппаратную ВГТРК (Всесоюзная государственная телерадиокомпания). Радиомодемы, которые предоставила компания CompTek, работали на 500 Кбит/с, и пропускная способность определялась ими. Мы использовали Intel Video Phone (это была демоверсия) и бета-версию 4.5 Internet Phone компании VocalTec - все под Winodws 95. ProShare мы не использовали, а оцифровывали видео с помощью его кодера. Нам был не очень важен обратный канал в Питер, поэтому мы просто попробовали, но применять не стали. Все-таки ProShare ориентирован на ISDN, во всяком случае та версия системы, которую нам предоставила для опробования "АйТи".

С "Тетрисом" все происходило примерно так же, но там было сначала 250 Кбит/с. На этот раз использовался только Internet Phone. Качество изображения получалось неплохое. Единственный недостаток связан со сжатием MPEG, из-за него качество изображения зависит не столько от числа передаваемых кадров в секунду, сколько от динамики: если кто-то интенсивно машет руками, ограничения MPEG начинают сказываться.

Сейчас у нас есть канал 10 Мбит/с с выходом на Южную Опорную Московскую Сеть (через "РосНИИРОС"). Один из узлов этой сети включен в сеть радиодоступа, поэтому мы можем организовать конференцию практически из любой точки Москвы. Российское телевидение уже сейчас может выходить в Internet по каналу 10 Мбит/с, а с "Релкомом" будет канал 2 Мбит/с, и какое-то время будет резервироваться для проведения видеоконференций - расписание еще не уточнялось.

Свой видеосервер мы, то есть Институт Технологий Искусства, надеемся запустить совсем скоро. Он будет иметь выход на российское телевидение. Сейчас мы сотрудничаем с "Релкомом". У них есть система на базе Xing, которая работает с любым потоком с постоянным телевизионным разрешением. Количество кадров зависит от пропускной способности канала и может быть доведено при 500 Мбит/с до 30 кадров в секунду, что уже соответствует стандарту BetaCam. Фактически - это просто i486 с платой-кодером, который сжимает видео в MPEG1 и аудио в MPEG2, синхронизирует потоки и передает информацию на сервер в IP-пакетах. Вторая часть системы - сервер, который куплен под платформу SGI - он пока раздает видео/аудио по сети как Broadcast, а в новой версии будет уже поддерживать Multicast. Надеемся, что будем пользоваться этой аппаратурой, потому что хотим подписать соглашение с "Релкомом" о предоставлении нами контент-провайдерских услуг. Вообще, я считаю это главным вектором развития провайдерской деятельности - смещение от предоставления услуг к предоставлению содержания. Мы будем использовать ресурсы телевидения, Телерадиофонда.

Современные телемосты трудно уже называть телемостами. Хочется одновременно задействовать возможности телевидения, радио, Internet и, конечно, интерактивные возможности, которые он предоставляет. Нужно новое осмысление новой реальности общения, новых средств массовой информации. Такие видеоконференции сложно проводить и режиссировать. Возможно, скоро появится новая профессия - режиссер видеоконференций, как в свое время появился режиссер телевидения. Он будет магически воздействовать на зрителя через текстовую информацию, через сканированные рисунки, жонглирование собственным голосом, перенаправлением изображения в видеокамеру.