Photo Сомнение не давало ни пить, ни есть, ни спать, пока не преобразовалось в четко очерченный вопрос, который, как известно, уже несет в себе половину ответа. Вот с этой половиной я и направился к тем, кто по роду своей деятельности, казалось бы, должен был знать...

Открылась бездна. От "сэйлов" ждать осведомленности в глубоких технических вопросах просто глупо. Даже если они и владеют ими в совершенстве, в работе лишние знания - обуза. А орган, который не упражняется, естественным образом отмирает. Проблема оказалась гораздо серьезнее. Даже признанные технические специалисты (в отличие от другой околонаучной братии их холят, лелеют, платят им большие зарплаты и выпускают к особо настырным клиентам - объяснить тому полное его ничтожество) не способны не только дать четкий и определенный ответ, но даже воспринять сам вопрос. В приступе глухариного самолюбования такой знаток просто уверен в неспособности вопрошающего разбираться в технических вопросах больше среднего дворника и, следовательно, не в состоянии выслушивать произносимую им полную (а что еще может сказать дворник?) чушь.

Не разобравшись в сути предложенного к рассмотрению вопроса, он, естественно, не способен ответить на него кратко и по существу. Поэтому начинает от печки. От известных каждому средней успеваемости старшекласснику элементарных основ, излагаемых с чувством собственного превосходства (порой складывается ощущение, что ему эти самые основы дались с таким трудом, что он спешит продемонстрировать свое владение ими). Произносятся все эти сентенции с таким видом, что человек, даже вполне осведомленный, не может избавиться от комплекса неполноценности. "На провинциального адвоката действовать должно чрезвычайно..."

К сожалению, любая попытка перевести разговор в конструктивное русло обречена. Оказывается, что конструктивного-то ничего этот самый авторитет и не сказал. Как это ни смешно, в основном его познания в области передовой технологии представляемой им фирмы сводятся к плохому пересказу фирменных агиток.

Конечно, 56-килобитные модемы - тема неглобальная. Разобраться в них было интересно из соображений собственного развития - как, мол, так, не понятно. Но ведь трудно предположить, что другие технические вопросы решаются по-другому. Напор и натиск в сочетании с тысячами слов из фирменных руководств, не несущих (или почти не несущих) реальной информации, помноженные на некомпетентность и завышенную самооценку бывших научных сотрудников, могут творить чудеса.

Даже человеку, вполне владеющему вопросом, трудно удержаться от сомнения в собственной состоятельности под напором псевдонаучно-технических рассуждений про шумы квантования, перемешанных фразами типа "Нет, вы все-таки не понимаете...". Что же говорить о клиентах, которые хотят, чтобы им "сделали хорошо", но при этом абсолютно не понимают сути вещей.

Раздавленный махиной непонятных и неправильно применяемых (оттого еще более непонятных) терминов, он, потрясенный величием, уже ни на что не способен, кроме как трясущимися руками подписать... Хорошо, если клиент частный. Тогда он сам отвечает за свою доверчивость. Хотя, конечно, и такой клиент имеет право на внятную и объективную информацию. Часто же в этом качестве выступают те, кто представляет государство, точнее, налогоплательщика.

Беда еще и в другом: несостоятельность "объяснятелей" вполне может привести к тому, что хорошая технология будет воспринята как очередной маркетинговый фокус, предпринятый лишь для привлечения новых заказчиков. И случай с 56-килобитными модемами весьма показателен. Грешен, долгое время я был убежден, что это очередная мистификация. Подобной точки зрения придерживались и многие другие, далеко не самые последние спецы, с которыми я эту тему удосужился обсудить. К счастью, оказалось, что это не так. Но чтобы понять это, пришлось изрядно попотеть и выслушать немало всяких снисходительно-уничижительных "нет, вы все-таки не понимаете" на фоне невнятного бреда о шумах квантования, которых тут нет, а там наоборот.

Хорошо, мне это удалось, а то ведь сгоряча мог и ляпнуть что-нибудь не то, и никто бы меня не поправил, поскольку, чтобы поправить, нужно знать...

В общем, приношу свои самые искренние извинения. И технология хороша, и никакой это не обман. Просто еще одно подтверждение старой русской мудрости про то, что "голь на выдумку хитра". Исхитрились-таки "еще капельку" из той бутылки, которая уже в прошлом году была пустой. Честь и хвала.

Чего о спецах "наших" и об "ихних" составителях фирменной документации не скажешь. Но вполне возможно, что напущенный туман просто есть средство не слишком доброкачественной работы на рынке. Если словесный водопад не дает отделить "зерна от плевел", очень легко эти самые плевла (или плевелы?) продавать - кто там разберется... А ведь удачные технологии далеко не всегда получаются, надо и неудачные как-то продвигать, не распускать же фирму, а там, глядишь, и удачная подоспеет.

Конечно, было бы приятнее думать, что это не так, что просто попадаются такие, без которых ни одна семья... Но надо ведь что-то менять. Нельзя же и впредь кормить нашего потребителя плохо придуманными и скверно переведенными легендами, ориентированными на американского чиновника, нужно в конце концов и своих уважать, ведь это они кормят-поят, все-таки...

Компьютерный рынок принято отождествлять с чем-то нездешним. Из других сфер, чистым и непорочным. В отличие от других зародившихся рынков, автомобильного, например. На деле же получается все одинаково. Приезжаешь на станцию техобслуживания, а у тебя спрашивают: "А чего делать?" - и искренне недоумевают, почему ты им не можешь объяснить, что там у тебя стучит.

Компьютерный технарь ведет себя еще хуже. Он с брезгливым видом поведает тебе, что все твои проблемы суть продолжение тебя самого и что ничего другого от таких, как ты, ждать не приходится. А то, что новая технология - панацея, тут и дураку понятно, что уж говорить о тебе... И ох как невзлюбит того, кто попытается понять (кто его знает, до чего он там допонимается, может, до того, что все это вообще одна большая мистификация, шум квантования, кто же тогда захочет кормить-поить носителей технического прогресса...).


Михаил Боpисов - издатель Computerworld Россия. С ним можно связаться по электpонной почте по адpесу mike@osp.ru.