Часть VI. Скоростные цифровые магистрали России

Продолжение.
Начало в CW-R # 9, 13, 19, 35, 38 за 1997 год

В 1988 году были проложены первые трансокеанские волоконно-оптические линии: TAT-8 - через Атлантический океан и TCP-3 через Тихий океан. Сразу появилась идея создать на их основе Глобальное цифровое кольцо связи через три океана (Тихий, Индийский и Атлантический) и три материка (Азию, Европу и Северную Америку).

В конце 1988 г. Министерство связи СССР обратилось к ряду администраций связи и международных компаний с предложением о строительстве на территории бывшего СССР (на нынешней территории России) цифровой магистральной волоконно-оптической системы. Такая магистраль эффективно бы замыкала Глобальное цифровое кольцо, поскольку оказывалась на 20-30% короче варианта через Индийский океан и проходила по территории только одной страны. Данное предложение мировым сообществом было тогда одобрено, и началось проектирование. Интересно отметить, что при разработке проекта в 1989-90-е гг. передача информации для Internet даже не упоминалась, зато учитывались видеоконференции, телевидение высокой четкости и "цветное факсимиле" (?!). Таким образом, всего за 5-6 лет до Internet-бума ничего подобного не предполагалось и в стратегическом, перспективном трафике не учитывалось.

За время, прошедшее с тех пор, замысел претерпел существенные изменения, в том числе связанные и с развалом Советского Союза. Теперь окончательный проект состоит как бы из четырех проектов: западного, южного, восточного и центрального, реализация которых идет быстрыми темпами. Первые три проекта воплощены в основном в виде волоконно-оптических линий связи; центральный - в радиорелейной линии. Заметим, что более ранние части этого гигантского замысла ориентированы еще на плезиохронную цифровую иерархию (PDH), в то время как последние - на синхронную цифровую иерархию (SDH). В перспективе предусмотрен переход всей системы цифровых магистралей на работу в режиме SDH со скоростями 622 Мбит/с и 2,5 Гбит/с. Продолжаются и работы по проектированию и строительству волоконно-оптической транссибирской линии (ТСЛ), но со значительным отставанием от первоначальных сроков.

Первым этапом создания магистралей цифровой связи стало строительство и введение в эксплуатацию в 1993 году западного участка Дания - Россия - морской волоконно-оптической линии, соединившей Копенгаген и Кингисепп. Длина линии 1210 км, скорость передачи 565 Мбит/с (две плезиохронные системы NL-5). Строится магистральная ВОЛС Москва - Санкт-Петербург.

Восточный проект (Россия - Япония - Корея) завершен в 1995 г. Основой этого проекта служит морская волоконно-оптическая линия Находка - Наоэцу - Пусан длиной 1762 км со скоростью передачи 560 Мбит/с (PDH). Работы по строительству линии осложнились тем, что необходимо было сохранить ранее проложенные международные кабели. Морской участок соединен с наземным Находка - Хабаровск (длина 935 км, скорость передачи 622 Мбит/с - две системы SDH фирмы Siemens). В последующие годы реализовался Южный проект: морская оптическая линия ИТУР (Италия - Турция - Украина - Россия) - Палермо - Стамбул - Одесса - Новороссийск длиной 3540 км, скорость передачи 565 Мбит/с (две системы PDH компании Alcatel) плюс наземная волоконно-оптическая линия (оборудование поставляет Siemens) Новороссийск - Ростов-на-Дону - Москва, длиной 1683 км, скорость передачи 2448 Мбит/с системы SDH.

Сделаем небольшое отступление и расскажем о том, какими способами уплотняются оптические магистрали. Пропускную способность оптического кабеля (суммарную, всего кабеля, а не отдельного волокна) можно увеличивать тремя путями: ускорением передачи сигналов по одиночному волокну (временное уплотнение), введением частотного (волнового) разделения каналов в волокне (спектральное уплотнение) и увеличение числа задействованных волокон в оптическом кабеле (пространственное уплотнение). Закладывая проектные возможности линии, ориентируются на скорость передачи и число оптических волокон значительно большие, чем требует трафик: образуют резерв. Первый и третий способы повышения пропускной способности построенных магистралей широко практикуют уже сейчас. Спектральный (волновой) метод уплотнения пока еще используется мало.

Особенно широко применяется в последнее время пространственное уплотнение. Произошло это потому, что оптическое волокно быстро дешевеет и составляет в стоимости линии единицы процентов. Следовательно, выгодно с самого начала заложить в магистраль избыточное (в несколько раз) количество оптических волокон, с тем чтобы по мере исчерпания ресурса кабеля вводить все новые и новые пары волокон в действие. Указанный прием больше любят в наземных линиях, где прокладка нового кабеля сложна, а установка дополнительной аппаратуры больших трудностей не вызывает.

На морских и особенно океанских линиях идут чаще первым путем. Применяя очень хорошие (и дорогие) оптические волокна, с оптическим же усилением, помещают их в кабель немного (две-четыре пары), а увеличения пропускной способности достигают за счет повышения скорости передачи сигналов, в основном - до следующей ступени SDH. Использование оптического усиления позволяет, кроме того, увеличить длину участка регенерации в 2-4 раза, что для океанских волоконно-оптических линий крайне важно. Такими способами в уже построенные повсюду и еще только строящиеся оптические линии закладывают большой резерв пропускной способности.

Теперь посмотрим оставшиеся участки западного и центрального проектов цифровых магистралей, которые выполнены радиорелейными линиями. Цифровая радиорелейная линия Москва - Кингисепп - Санкт-Петербург протяженностью 875 км дополняет сеть магистралей в Северо-Западном регионе и дает выход на Европу. Оборудована линия аппаратурой компании NEC (Япония) на 4 канала (ствола) пропускной способностью по 140 Мбит/с.

Самую длинную в мире радиорелейную линию Москва - Хабаровск соорудил международный консорциум, куда вошли Siemens (Германия) и NEC (Япония). Координацию проекта осуществило АО "Ростелеком". Линия длиной 7712 км работает в режиме SDH, имеет 6 рабочих и 2 резервных ствола пропускной способностью 155 Мбит/с каждый. Занимаемые частотные диапазоны: 3,4-3,9 ГГц; 4-5 ГГц; 5,7-6,2 ГГц. На этой линии установлено оборудование компании Siemens из семейства станций DRS 155. Цифровая радиорелейная линия имеет выходы к сетям связи других стран: через Москву, С.-Петербург и через западный участок - на Копенгаген (Дания); через восточный участок (Хабаровск, Находка) - на Японию и Южную Корею; на юго-западе - через южный участок (Ростов, Новороссийск), на Украину, Турцию, Италию (см. проект ИТУР). Линия построена за короткий срок - около двух лет - и сдана в постоянную эксплуатацию.

На основе описанных выше цифровых магистралей АО "Ростелеком" стремится организовать собственную инфраструктуру для Internet. В конце сентября объявлено о создании совместного предприятия АО "Ростелеком" и компанией "Релком", одним из крупнейших российских операторов Internet. У нового оператора опорные точки доступа к Сети будут не только в Москве, но и в других крупнейших городах России.


С Давидом Гальперовичем можно связаться по телефону: (095) 583-5472.

Построена первая чисто российская ВОЛС

АО "Ростелеком" объявило о вводе в строй первой цифровой магистрали, построенной полностью на оборудовании отечественного производства. ВОЛС протяженностью 330 км и емкостью около 8 тыс. цифровых каналов соединила Самарскую и Ульяновскую области с трансроссийской магистралью. Мультиплексоры SDH собраны на Экспериментальном заводе научного приборостроения РАН по лицензии NEC, а оптический восьмиволоконный кабель произведен заводом "Севкабель".

До конца года на линиях связи "Ростелекома" будет установлено 25 станций SDH российского производства общей емкостью около 50 тыс. каналов. В текущем году намечено также проложить 3 тыс. км отечественного оптического кабеля, а в следующем - полностью отказаться от его импорта. Сегодня отечественный кабель обходится на 25-30% дешевле импортного; выигрыш при покупке российского оборудования значительно меньше, что объясняется малыми объемами производства отечественных производителей. Так или иначе ввод в строй новых линий в ближайшее время никак не отразится на тарифах. По словам руководства "Ростелекома", для того чтобы цены начали снижаться, надо построить не менее 100 таких ВОЛС.

"Ростелеком" твердо держит курс на сплошную цифровизацию. В 1992 г. компания не имела ни одного цифрового канала связи; сейчас они составляют 40% ее магистралей, а к концу тысячелетия цифровыми должны стать 90%.