Суперзвезд, локальных звезд и совсем маленьких звездочек компьютерного бизнеса. При этом, как и в шоу-бизнесе, звездами отнюдь не всегда становятся лучшие исполнители (в нашем компьютерном случае - специалисты), обладающие самым лучшим голосом (знаниями, опытом). Что же позволяет одному труженику, неважно из какой сферы, иметь возможность зарабатывать намного больше своего не менее квалифицированного коллеги? Как это ни банально, очень часто можно говорить о степени известности. Или, если уж совсем переходить на терминологию шоу-бизнеса, степени раскрученности.
Разумеется, программист или сисадмин - не рок-звезда и даже не актер. Но о степени известности в более или менее узких кругах можно говорить и применительно к техническим специалистам. У каждого из нас существуют довольно стойкие представления о лучших из лучших. Каждый может назвать несколько "самых-самых" компьютерщиков различных направлений. Некоторое ловкачи навострились даже деньги зарабатывать на составлении хит-парадов персоналий компьютерного рынка. Мы редко задумываемся над тем, что специалисты и менеджеры, так же как и компании, могут быть известными и совсем неизвестными. Со всеми переходными состояниями, типа "широко известен в узком кругу".
А нужна ли вообще настоящему профессионалу в области информационных технологий популярность? Как рекрутер и "маркетолог в отставке" могу утверждать, что нужна. Именно отсутствие каких-либо активных действий по раскрутке "себя любимого" не позволяет большому количеству хороших спецов зарабатывать столько, сколько они хотели бы. И могли бы! При этом повышение "индекса популярности" наемного специалиста высокого уровня на рынке может положительно влиять и на дела компании, в которой он работает.
Станьте экспертами в своей области. Причем только наличия квалификации в данном случае мало. Квалифицированный специалист или опытный менеджер может быть серьезным экспертом в своей области. Уверен, что практически половина спецов, имеющих высокую квалификацию или уникальную специализацию, обладают достаточным количеством информации, которой можно поделиться с окружающим народонаселением. Как с коллегами, так и с неспециалистами - пользователями. Но о том, что тот или иной спец является экспертом, может быть известно очень ограниченному числу людей. В лучшем случае об этом знает или догадывается работодатель, на которого данный специалист (менеджер) работает. Донести информацию до более широкого круга людей - в этом заключается задача раскрутки специалиста компьютерной отрасли. Ведь хорошо раскрученный эксперт - очень полезный организм для всякого рынка. Разным людям помогает, а заодно себя любимого и компанию свою популяризует.
Инструменты раскрутки
Если принять данные тезисы за базовую концепцию, то вопросы можно будет ставить исключительно о способах и средствах раскрутки. Здесь все не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Разумеется, прежде всего стоит начать со всевозможных профессиональных "тусовок" и семинаров. Во-первых, организовать участие специалиста и его выступления. Это совсем несложно. Было бы желание, а подходящая тема всегда найдется. Ни одна специализированная выставка не проходит без программы семинаров.
Во-вторых, можно использовать всевозможные профессиональные клубы и объединения, ассоциации пользователей и так далее. Перечисленные институты у нас не так весомы, как на Западе, но все же можно говорить об их определенном потенциале. Впрочем, тему профобъединений и их влияние на карьеру специалиста мы непременно рассмотрим в одном из ближайших номеров.
В-третьих, разумеется, полезно задействовать специализированные средства массовой информации. Думаю, не раскрою военной тайны, если сообщу, что материалы на всевозможные компьютерные темы гораздо легче читаются, если они написаны соотечественником. Более того, большая часть российских компьютерных изданий не откажется от прилива свежей крови - от статей, написанных специалистами-практиками. Не стоит забывать, что сами компьютерные журналисты и редакторы, технически грамотные люди, внимательно прислушиваются к мнениям экспертов.
В-четвертых, заведите себе специализированную Web-страничку. Это такая редкость - страничка эксперта. Тем более, что возможностей для бесплатного размещения вполне достаточно. А на ней аккумулируйте все три вышеперечисленных метода. Расписание семинаров по вашей специализации, информация от членов ассоциаций, все ваши опубликованные (неопубликованные) материалы. А также всевозможные "спрашивайте - отвечаем". Сам по себе Internet - это средство, которое вы можете использовать себе на благо.
Мифы про батарейкина
При подготовке данного материала как-то сами собой всплыли в памяти два расхожих мифа относительно раскрутки отдельно взятого специалиста в компьютерном бизнесе.
Миф первый. Читателю (зрителю, слушателю) интересно может быть только мнение монстра - первого лица огромной корпорации. Оценка некоего В. Батарейкина никого не интересует.
Это не совсем так. Даже - совсем не так. Перво-наперво спешу сообщить, что некоторые читатели периодически недовольно бурчат по поводу приевшейся череды одних и тех же персоналий, мелькающих на страницах специализированных компьютерных СМИ. И жалуются, что эти самые специализированные издания уделяют им, компьютерщикам, которые "не шатаются по презентациям", слишком мало внимания. Кроме того, стоит заметить, что большинство первых лиц корпораций являются специалистами направления "компьютерный бизнес". И появляются они чаще всего в строго отведенных именно для этих специалистов рубриках. Поэтому технический эксперт и какой-нибудь вице-президент по продажам будут выступать не только в различных весовых категориях, но и в совершенно разных видах спорта.
Миф второй. Большинство руководителей не поощряет подобных маркетинговых ходов своих подчиненных. Руководитель компании (направления, отдела) никогда не позволит обогнать себя по популярности или частоте упоминания какому-то Батарейкину.
Действительно, работодатель может считать, что его специалист, став узнаваемым экспертом на рынке, может привлечь к себе внимание "охотников за головами", работающих на прямых конкурентов. Возможно, по мнению некоторых работодателей, чулан, запертый снаружи, лучшее место для работы персонала. Вредоносное влияние внешних факторов сведено к минимуму.
Наличие нескольких экспертов, имеющих авторитет в определенной среде, - серьезный дополнительный козырь в маркетинговом раскладе многих уважающих себя организаций и многих мудрых руководителей, поставивших "систему экспертов" на службу своему брэнду: "мы надежный партнер - видите, какие авторитеты у нас в "конторе"!" Фирма примечательна не только, например, "железками", но в первую очередь специалистами-профессионалами. Известность специалиста способна положительно повлиять на имидж компании любого размера. Если же ваш руководитель сознательно не хочет видеть вашу фамилию среди уважаемых на рынке людей, - хороший повод задуматься, а нужен ли вам такой босс? В таком случае вам тем более необходимо раскручиваться. Самостоятельно. Без упоминания названия компании, где вас недолюбливает шеф.
Электронный адрес для переписки со мной тот же: enter@osp.ru.
Читая КЗоТ
Сергей ЛаврущенкоВозможно, ваши отношения с работодателем носят самый честный дружеский характер и не омрачены никакими конфликтами. Возможно, ваш босс - человек безукоризненной порядочности, руководитель-мечта, и просто "свой в доску" парень. КЗоТ понадобится вам и в этом случае, но основная его задача в другом. Вообще, его величество Закон рождается там, где возникают или могут возникнуть пересечения, противоречия, столкновения интересов. Объективно, цели работника и работодателя - различны. Они не всегда противоположны, порой совпадают, но правилом скорее является их расхождение. И основная задача КЗоТа именно в том, чтобы соблюсти баланс интересов и не допустить ущемления прав, прежде всего прав наемного работника.
Действующий КЗоТ принят в 1971 году, когда в роли работодателя могло выступать только государство. Огромное количество поправок (более 300), внесенных в него с момента исторического перелома, значительно снизили степень его "коммунистичности". Тем не менее этот основополагающий документ несет в себе множество статей, содержащих не выполняемые на деле гарантии и реально ничем не обеспеченные права. Такое положение опасно главным образом тем, что подрывается авторитет Закона (и без того не слишком высокий), создавая почву для правового нигилизма. Ведь правосознание человека складывается из двух основных компонентов: знание Закона и уважение к нему. Рассматривая восприятие КЗоТа людьми, работающими в негосударственном секторе экономики, приходится констатировать два в высшей степени печальных факта: во-первых, его не знают, во-вторых, воспринимают как нечто, не имеющее никакого отношения к реальности.
Впрочем, это вещи общеизвестные. Но если до этого я говорил о вещах понятных, то сейчас просто вынужден буду сказать несколько банальностей. Первое: гражданин государства, объявившего себя правовым (ст. 1 Конституции РФ), не может себе позволить не знать своих основных прав. Далее, высококвалифицированный специалист, человек, по определению, образованный, относящий себя к "белым воротничкам", интеллектуальной элите, среднему классу (ненужное зачеркнуть), просто обязан быть знаком с основами Кодекса Законов о Труде, хотя бы для того, чтобы не быть игрушкой в чьих-то руках. Знание Закона не должно быть привилегией касты юристов. Мы, юристы, нужны для того, чтобы помогать использовать Закон, раскрывать его неясные стороны, научить граждан применять его для защиты своих интересов, но элементарное знание Закона - настоятельная необходимость для каждого гражданина цивилизованного государства, тем более для профессионала высокого уровня.
Да, КЗоТ далеко не совершенен - совершенных законов вообще не существует. КЗоТ, на данный момент морально устаревшая "утилита", но он все равно остается инструментом, и пользоваться им способен лишь тот, кто знаком с его "тактико-технической характеристикой".
Так вот, в основе "ТТХ" КЗоТа лежат три аксиомы:
- "Кодекс Законов о Труде Российской Федерации регулирует трудовые отношения всех работников..." (ст. 1 КЗоТ РФ)
Не имеет никакого значения, на предприятии какой отрасли, формы собственности и "национальной принадлежности" трудится гражданин. Трудовые отношения наемных работников и работодателей независимо от того, где они возникают , находятся в РФ под защитой государства.
- "Трудовой договор (контракт) есть соглашение между трудящимся и предприятием..." (ст. 15 КЗоТ РФ)
Институт трудового договора является основной правовой формой реализации конституционного принципа свободы труда (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ)
- "Условия договоров о труде, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством о труде, являются недействительными" (ст. 5 КЗоТ РФ)
Это особенно важно: любые условия, ухудшающие ваше положение, даже если они прописаны черным по белому в контракте, под которым стоит ваша подпись, - просто недействительны.
Как я уже сказал, это аксиомы, но что самое удивительное, именно эти положения наиболее часто нарушаются.
Этой статьей "Карьера" открывает новую серию статей, которую условно мы назовем "Читая КЗоТ". Мы постараемся как можно более полно рассказывать о правах и гарантиях, предоставляемых КЗоТом всем работникам, оценивать общие спорные вопросы и конкретные нарушения трудового законодательства, рассматривать типичные методы давления на работников и способы защиты от них, давать практические советы и отвечать на ваши письма. На последние мы возлагаем особые надежды - нам бы хотелось при выборе тем руководствоваться вашими пожеланиями. Делитесь своими проблемами, описывайте складывающиеся конфликтные ситуации, задавайте вопросы.
Сергей Лаврущенко, юрист кадрового агентства "Enter"