По мнению аналитиков, производители ПК вряд ли скажут больше того, что они обязаны сказать по закону, стремясь продемонстрировать свою лояльность к компании, производящей микропроцессоры.

FTC вряд ли отыщет в офисах Intel сколько-нибудь заметный компромат. По словам Тима Джексона, автора новой книги Inside Intel ("Внутри Intel"), в компании регулярно проводятся "учебные тревоги", цель которых - приучить менеджеров не терять бдительности.

"Представьте: вы на своем рабочем месте и набираете сообщение электронной почты, - пишет Джексон, - как вдруг открывается дверь и со словами: 'Мы блокируем все документы в вашем кабинете, выйдите и ждите снаружи', - входят трое неизвестных. Так отрабатывается возможный визит чиновника по расследованию антимонопольной деятельности, который тотчас начал бы просматривать вашу электронную почту и рыться в документах. Менеджеры Intel очень четко определяют теперь, что следует доверять бумаге, что можно говорить по голосовой почте и что - отсылать в электронном виде".

Возможно, автор книги Inside Intel впервые подробно описывал, как компании Intel удалось захватить 80% доли отраслевого рынка микропроцессоров. Автор пишет, что расследование FTC пришлось как раз на то время, когда в Intel происходили определенные изменения. Совершается переход от фазы, метко названной Джексоном "фазой вытеснения" (известно, что в 80-е годы компании приходилось - в первую очередь путем судебных разбирательств - отбивать атаки конкурентов) - к фазе, которую он называет "культивацией".

"Если вы захватили 80-85% доли рынка, вам становится невыгодно теснить конкурентов, претендующих на ничтожную по сравнению с вашей часть рынка - 10-15%. Расширяя свой бизнес и способствуя таким образом росту спроса на ваши продукты, вы получите гораздо большую прибыль, - поясняет Джексон. - Intel благодаря компании Intel Inside удалось заполучить не только заказчиков из компьютерных компаний, но и рядовых конечных пользователей".

Джексон пишет, что Intel не одобрила его идею написать эту книгу. Более того, в компании чрезвычайно враждебно отнеслись к его проекту - руководство Intel даже предостерегало своих сотрудников от "общения" с автором.

На вопрос, действительно ли Intel занималась "подсиживанием" конкурентов, Джексон отвечает утвердительно: в начале 80-х годов компания разработала программу под кодовым названием Operation Crush для борьбы с Motorola. Удивительно, но господство Intel на рынке пошло на пользу покупателям ПК.

"Intel больше не лидирует в сфере микропроцессоров, - утверждает Джексон. - В пользу Intel говорит тот факт, что, отвоевав столь значительную долю рынка, компания смогла достичь значительного повышения производительности, а для потребителей это означало существенное снижение цен".

Книга Inside Intel издана компанией Dutton (подразделением Penguin Books) и скоро должна поступить в магазины.