Джон Чамберс, президент и исполнительный директор компании Cisco Systems, время от времени жалуется на то, что постоянные мысли о конкурентах и необходимость быстро реагировать на требования пользователей не дают ему спокойно спать по ночам. О чем у него голова не болит, так это о том, какую из новых технологий поддерживать.

В беседе с главным редактором Computerworld Бобом Уолласом руководитель Cisco поделился своими взглядами на положение дел в отрасли в целом и рассказал о трудностях, с которыми приходится сталкиваться его компании

Какие из новых направлений компьютерной индустрии являются, с Вашей точки зрения, наиболее важными?

Сегодня наиболее важная область - это объединение передачи данных, голоса и видео. Многие наши пользователи заговорили об этом впервые еще год-полтора назад. На днях я выступал перед представителями 105 компаний, являющихся нашими клиентами. На вопрос о том, кто из них считает, что в течение ближайших трех лет мы сможем передавать данные, голос и видео по одной и той же сети, руки подняли около 90% присутствующих. Я был ошеломлен.

Cisco в последние годы активно приобретает новые компании, причем делает это поразительно часто. Намерены ли вы действовать так же и впредь?

Если говорить о современном рынке, то мы работаем лишь в половине из тех его сегментов, в которых хотели бы присутствовать. Довольно крупным и совсем новым является сектор рынка, связанный с интеграцией совместной передачи видео, голоса и данных. Последние три покупки состоялись именно в этой области. Из 10 - 15 приобретений, которые мы намерены осуществить в следующем году, от трети до половины также придется на этот рынок.

В свое время Вы говорили, что половина всех слияний и приобретений себя не оправдывают. А как с этим у Cisco?

Честно говоря, если бы мы заранее знали, с какими сложностями нам придется столкнуться, мы бы с самого начала отказались от этой затеи. Тем не менее больше 75 - 80% сделок оправдали или превзошли наши ожидания. Коэффициент успеха весьма неплохой. Однако, если вы хотите более точно оценить, насколько оправданны эти приобретения, посмотрите, сколько человек ушли из компании. В 19 купленных нами компаниях уволилось 6% сотрудников.

Теперь о технологии. Как обстоят дела с коммутацией Ethernet?

Многие потребители не торопятся с реализацией коммутации, тем не менее почти все они намерены купить новые продукты для поддержки коммутации, поскольку стоимость коммутаторов столь незначительно отличается от стоимости концентраторов, что не воспользоваться этой возможностью просто глупо.

Что Вас больше всего заботит в деятельности Cisco сейчас и в будущем?

О, это просто - необходимость оправдать ожидания пользователей, поскольку их желания меняются очень быстро. И еще - стремление быть ближе к потребителю. Почти все наши идеи, касающиеся продуктов, возможностей, приобретений и направлений развития, были подсказаны потребителями. К примеру, именно Motorola предложила идею интеграции SNA-TCP/IP и помогла нам ее разработать. Ford и Boeing указали нам на Fast Ethernet. А Boeing пошла даже дальше и подсказала, какую компанию следует купить (Crescendo Communications).

Чего должна избегать Cisco, чтобы по-прежнему оставаться на высоте?

Больше всего меня раздражает, когда сотрудник Cisco высокомерно заявляет потребителю: "Я лучше вас знаю, что вам нужно". Именно это может привести к беде. Раньше так не работала ни одна компания. А сейчас тесно сотрудничают с потребителями и Wang, и IBM.

Мы не преклоняемся ни перед одной технологией. Мы хотим быть первыми или вторыми либо вообще не работать в этой области. Порой собственными руками душим свои разработки. Если видим, что направление развивается быстрее, нежели раньше, или появилась новая технология, то готовы за нее ухватиться, невзирая на уже разрабатываемые нами продукты. Так, за 120 млн. долл. мы приобрели компанию Lightstream, которая выпускала коммутаторы ATM. В ее арсенале был хороший продукт, к тому же в компании работало немало талантливых инженеров. Наша система нового поколения была уже в чертежах. Однако в один прекрасный день пользователи сказали мне: "Джон, ты не понимаешь. Мы принимаем решение о сотрудничестве с производителями через год или два после того, как они предлагают продукты. Если у вас их нет, значит, и среди наших поставщиков вас не будет". Поэтому мы отказались от коммутатора и купили Stratacom.