в августе 1966 года правительством Москвы, выиграла компания "Анкей".
Основная цель проекта - создание эффективной автоматизированной системы, позволяющей значительно увеличить сбор средств от оплаты проезда за счет устранения всех видов потерь, ввести гибкую систему тарификации, учитывать количество проданных билетов и подводить баланс.
Теперь пассажиры московского метро (если только они по-прежнему не покупают обычные жетоны) пользуются магнитными билетами, отвечающими требованиям стандартов ISO, а в следующем году смогут приобретать бесконтактные смарт-карты.
Контроль прохода пассажиров осуществляется валидаторами фирмы AES Prodata, с которой компания "Анкей" заключила дистрибьюторское соглашение. Микропроцессоры, входящие в состав автоматов контроля прохода, обеспечивают их автономную работу при нарушении связи с системой управления. Модульная конструкция автоматов значительно сокращает время устранения неисправностей. Данные о проходе пассажиров передаются в установленные в вестибюлях станций локальные серверы, которые связаны высокоскоростными каналами с компьютерами центра управления и расчетов.
Основные компоненты автоматизированной системы - СУБД Oracle 7.3.2, высокопроизводительные серверы масштаба предприятия HP 9000 K250, рабочие станции HP 9000 C160 и HP Vectra VL, маршрутизаторы Cisco. Ядром коммуникационной подсистемы является волоконно-оптическая сеть ATM компании "Макомнет".
Новая форма оплаты проезда сократила количество "зайцев". Однако наибольший экономический эффект ожидается от введения специальных билетов для пассажиров, обладающих всеми видами льгот. По данным представителей метрополитена, их число превышает 75% общего пассажиропотока. Результаты обработки информации центральной базы данных дают возможность упорядочить расчеты с организациями, финансирующими бесплатный и льготный проезды.
По словам пресс-секретаря государственного предприятия "Московский метрополитен" Константина Черкасского, суммарная стоимость проекта составляет 60 млн. долл., а ожидаемый срок окупаемости - 1,5 года. В настоящее время система подобного типа реализована только в Гонконге, а в Мельбурне, Брюсселе, Сиднее и Лондоне проводятся работы в рамках пилотных проектов.
Автоматизация оплаты проезда в московском метро завершится в 1999 году, когда будет введена гибкая тарификация, то есть зависимость стоимости каждой поездки от ее расстояния. Так уже делается во многих подземках мира. В частности, метрополитен Лондона разделен на шесть тарифных зон. Но там предлагаются весьма существенные скидки на все виды многоразовых билетов. В Москве же они пока весьма незначительны. Время покажет, будет ли тарифная политика Московского метрополитена соответствовать общепринятой международной практике или останется на привычном для нашей страны уровне.