к ПК и тут же прочитал сообщение, пришедшее от похитителя его сына.

Понятно, что в общем случае электронная почта не может распространяться так быстро, однако и упомянутый эпизод отнюдь не относится к разряду научной фантастики. Популярность интегрированных средств передачи сообщений, объединяющих электронную почту, телефон, факс и пейджинговую связь, растет, а пользователи начинают создавать универсальные почтовые ящики, которые стирают различия между коммуникационными устройствами.

Из объединения систем компьютерной телефонии со средствами передачи сообщений компании могут извлечь немалые выгоды. Однако аналитики и пользователи отмечают, что рынок данных продуктов переживает этап становления, и время от времени возникает необходимость в квалифицированной поддержке систем.

Универсальные средства передачи сообщений можно разделить на две основные группы. Первую образуют хранилища сообщений в Web для обращения при перегрузках, другую - продукты, подобные Unified Messenger, дополняющие систему электронной почты компании, построенную по технологии клиент-сервер, средствами передачи голоса и факсов. В обоих случаях электронная почта и факсы могут конвертироваться в голосовые сообщения. Допустимо и обратное преобразование, в результате которого из голоса получают текст.

Помимо очевидных преимуществ новой технологии - гибкости и возможности настройки на индивидуального пользователя, - растущим компаниям и подразделениям может понравиться интересное свойство интегрированных продуктов, создающее у клиентов впечатление, будто фирма выглядит крупнее, чем на самом деле.

Лэрри Дэвис, руководитель информационной службы компании Quester Technology, занимающейся продажей суперкомпьютеров, год назад очень высоко оценил универсальную систему передачи сообщений Intuity Audix, разработанную самой Lucent.

"Она пользуется огромной популярностью. При этом администратору совсем не обязательно знать, где будет находиться конкретный менеджер в тот или иной момент. Если поблизости нет факса, менеджер сможет услышать голосовое сообщение или просмотреть несколько строк почты на своем пейджере", - пояснил Дэвис.

В его компании установлена система, представляющая собой "гибрид" Notes Mail и Lotus cc:Mail. Для того чтобы привести ее в соответствие с новыми требованиями, необходимо дополнительно приобрести продукты Telephony OneStop компании Lotus и Intuity фирмы Lucent. Это позволит всем сотрудникам прослушивать предназначенную для них электронную почту. (К сожалению, cc:Mail несовместима со средством Message Manager, выпускаемым компанией Lucent.) Помимо этого, как указал Дэвис, серьезным препятствием на пути широкого распространения продуктов может стать несовершенство технологии преобразования текста в голос.

В настоящее время электронные сообщения, передаваемые по телефону, столь же мелодичны, как голос Арнольда Шварценеггера в роли Терминатора. Тем не менее Дэвис отмечает и положительные стороны технологии: простоту освоения и резкое сокращение времени администрирования.

Пользователи, вынужденные подолгу простаивать возле факса в ожидании информации или выслушивать длиннющее голосовое сообщение, высоко оценили новые продукты. Но нельзя не учитывать того, что рынок находится пока в зачаточном состоянии. Многие компании смотрят на подобные средства скорее как на роскошь, которую лишь иногда могут себе позволить мобильные пользователи. Эффективность широкого использования данной технологии пока вызывает серьезные сомнения у руководителей, принимающих окончательное решение.

"Сейчас мы наблюдаем реализацию лишь единичных проектов, а следовательно, говорить об устойчивой тенденции не приходится, - заметил аналитик компании SRI Consulting Джеймс Макэтир. - Отдельные пользователи, у которых достаточно средств, закупают новые продукты, надеясь, что они повысят производительность труда каждого; но делается это без каких-либо консультаций с людьми, отвечающими за систему в целом".

Макэтир и другие аналитики подчеркивают, что, хотя технологию уже сегодня признали удачливые коммерсанты, которые много времени проводят в дороге и любят технологические новшества, большинство системных администраторов не собирается пока объединять средства организации голосовой и пейджинговой связи с привычной электронной почтой.

Не способствуют улучшению положения и высокие расценки. Полноценная реализация корпоративной системы обойдется весьма недешево, во многих случаях ее стоимость составит до 200 долл. на каждого пользователя. Обслуживание универсальных почтовых ящиков в Web (например, системы iPost компании IRDG) оценивается примерно в 20 долл. в месяц на каждого клиента. Кроме того, предусматривается дополнительная оплата в зависимости от характера услуг.

Еще одним фактором, объясняющим негативное отношение администраторов к новой технологии, стало отсутствие общепринятых стандартов на передачу голосовых сообщений. Если не принимать во внимание немногочисленные преимущества, связанные с появлением новых протоколов (например, Voice Profile for Internet Messaging, VPIM), принятие стандартов для рынка интегрированных компьютерно-телефонных систем значительно отстает от темпов стандартизации средств обычной электронной почты.

Протокол VPIM позволяет встраивать голосовую почту в существующие системы с помощью продуктов, выпускаемых компаниями Centigram, Lucent, Northern Telecom, Octel и Siemens.

Аналитики надеются, что рынок передачи универсальных сообщений в ближайшие два-три года будет расти. Однако уже сегодня серьезным барьером на пути широкого внедрения корпоративных серверных продуктов становится недостаточная масштабируемость. Даже если пользователи и решатся добавить в свои системы новые возможности, большинство предлагаемых сегодня продуктов не смогут удовлетворить потребности компаний в силу своей ограниченной масштабируемости.

"Большая часть серверов имеют только 6 портов и способны поддерживать около 60 пользователей", - говорит Арт Шуллер, руководитель исследовательского отдела компании GartnerGroup.

Для реализации действительно масштабных корпоративных проектов требуется серьезная переработка следующего поколения продуктов.


Интегрированные почтовые ящики

В настоящее время уже несколько компаний предлагают свои услуги для организации обмена универсальными сообщениями

Компания Продукт Платформа Цена
CallWare Technologies CallWare Windows NT, NetWare 30-185 долл. за каждого пользователя
IRDG iPost Web 12,95 долл. за каждого пользователя ежемесячно плюс плата за услуги
Octel Unified Messenger NT, NetWare 200 долл. за пользователя
PhoneSoft Unified MailCall Lotus Notes 2995 долл.
Tobit Software David NT, NetWare 2495 долл.
Tornado Tornado Electronic Web- and Approximately Messaging System Java 10 долл. в месяц за каждого пользователя