Выступления на конференции и экспонаты на стендах затрагивали весьма широкий круг проблем: платформы и концептуальные решения по созданию систем коллективной работы, комплексное обеспечение документационного управления, оперативный анализ данных, современные технологии и системы работы с документами управление программными и аппаратными средствами и т. д.
Доклады, как правило, не выходили за обычные рамки подобных конференций: компании-разработчики и интеграторы приводили данные, свидетельствующие о преимуществах своих решений, в то время как производители говорили о продуктах и технологиях.
Естественный интерес вызвали "круглые столы", хотя, как известно, далеко не на все вопросы там даются конкретные ответы. Поэтому не имеет смысла обширно цитировать высказывания присутствующих руководителей отделов информационных технологий ЦБ Российской Федерации, негосударственного пенсионного фонда "Газфонд", других не менее уважаемых организаций и первых лиц компаний, работающих в области ИТ. Достаточно показательны их общие оценки ситуации в области автоматизации крупных организаций.
Положение дел в области автоматизации меняется: сегодня не только начальники отделов ИС, но и руководители предприятий понимают, что внедрение и рациональное построение информационных систем в условиях изменения правовой базы и нестабильности рыночной конъюнктуры способствует принятию оптимальных управленческих решений. Однако автоматизация требует высоких начальных инвестиций. Поэтому основная задача начальника соответствующего отдела - показать, каким образом вложенные средства повлияют на развитие бизнеса и повышение производительности компании.
Чтобы наиболее эффективно использовать выделенные суммы, необходимо в первую очередь разработать детальное техническое задание, которому предшествует обследование предприятия, изучение информационных потоков между подразделениями и т.д. По общему мнению выступавших, создание такого ТЗ требует не менее 90% всех трудозатрат. И никто не способен этого сделать лучше, чем специалисты конкретной организации (хотя можно привлечь и консалтинговые фирмы, что слишком дорого, а главное - требует раскрытия многих секретов предприятия).
Далее необходимо поределить, кто будет разрабатывать, внедрять и впоследствии эксплуатировать систему автоматизации. Поскольку уже выяснилось, что большую часть работы придется выполнять самим, то стоит ли искать системных интеграторов, способных решить "под ключ" комплексную задачу автоматизации крупного предприятия? Не стоит, так как в нашей стране нет таких фирм (вывод на основании практического отрицательного опыта некоторых выступавших), а видение, методы и технологии решения проблемы интеграторами, как правило, не совпадают с желаниями заказчиков. Но ежели таковые все же и существуют, то сотрудничество с ними чревато "пожизненной" зависимостью от компании, создавшей систему. В результате интегратором становится сама организация и, как следствие, высокая численность (от 300 до 800 человек) разработчиков и эксплуатационного персонала отделов автоматизации.
Но все же всегда нужны партнеры для решения тех конкретных подзадач, с которыми они хорошо справляются. Каковы же критерии их выбора? Обычно на результаты аудита никто не обращает внимания. Важны рекомендации организаций, уже работавших с ними, наличие успешной реализации предыдущих проектов, высокий уровень гарантийного и сервисного обслуживания, обучения специалистов заказчика. И что весьма существенно (один из критериев надежности) - хорошие личные отношения.
Надо сказать, что особых теплых слов о тендерах произнесено не было. Они рассматривались как неизбежная процедура, с которой просто приходится мириться, если невозможно отказаться по каким-либо формальным причинам. Наиболее ответственный период, когда реально определяется потенциальный партнер, - подготовка тендера. И здесь главную роль играет руководитель службы автоматизации.
На следующем форуме, который запланирован на весну 1998 года, возможно, прозвучат еще более неформальные сообщения о проблемах автоматизации.