Большинство собравшихся на конференции "2020 год: Искусство печати" ответило на этот вопрос отрицательно. Отчасти, возможно, потому, что их деятельность неразрывно связана с использованием бумаги: конференция, проходившая 28 - 29 октября в парке развлечений "Евродиснейленд" недалеко от Парижа, была организована компанией Lexmark, наиболее популярной продукцией которой являются принтеры, а присутствовали на ней журналисты более чем из 30 стран.
Как подчеркнул глава Lexmark Марвин Манн, уникальность этой конференции в том, что на ней вопросам использования технологии печати было уделено столько же внимания, сколько чисто технологическим аспектам.
Отметив важность "печатного слова" в истории цивилизации, Манн выразил уверенность, что это наиболее древнее средство человеческого общения сохранит свое значение и в будущем. Пока же для некоторых людей принтеры обеспечивают единственно возможный способ доступа к информации.
Отметив важность "печатного слова" в истории цивилизации, Манн выразил уверенность, что это наиболее древнее средство человеческого общения сохранит свое значение и в будущем. Пока же для некоторых людей принтеры обеспечивают единственно возможный способ доступа к информации.
Необходимость более пристального внимания к вопросам использования принтеров Манн связал с тем, что успех любой технологии определяется тремя ключевыми факторами - адекватностью функциональных возможностей продукта потребностям пользователя, приемлемой ценой и простотой эксплуатации. На рынке, при отсутствии хотя бы одного из этих атрибутов, технология обречена на неудачу: ни один продукт не получит признания, если его цена не устроит пользователя или он будет сложен в применении.
Манн отметил, что Lexmark - единственная среди крупных компаний - специализируется на принтерах и интегрированных решениях в области печати, и, кроме того, обладает полным набором необходимых для этого технологий. В последнее время, по его словам, компания стала уделять больше внимания тому, каким образом с помощью технологических нововведений можно облегчить и повседневную жизнь, и работу, сделав ее более эффективной и требующей меньших финансовых затрат от пользователей всех типов, будь то крупные корпорации, компании малого бизнеса или домашние пользователи.
Для подтверждения достоинств своей продукции многие производители стали заниматься разъяснением довольно тонких технологических деталей. Выступление директора Lexmark по технологии струйной печати Джона Зброжека не стало исключением. Кратко напомнив об этапах эволюции струйной технологии с момента появления в 1984 году первого принтера компании Hewlett-Packard (ознаменовавшихся увеличением скорости печати и разрешающей способности, улучшением цветопередачи, уменьшением чувствительности качества печати к типу бумаги, повышением стойкости красителей в отношении неблагоприятных внешних условий - солнечного света, воды), он подробно описал конструкцию печатающей головки, используемой в новейших разработках Lexmark, особо подчеркнув преимущество используемой компанией лазерной технологии прошивки сопл.
По словам Зброжека, она позволила приблизить "зернистость" струйной печати почти к порогу человеческого восприятия (глаз еще различает точки диаметром 30 мкм): струйный принтер Lexmark с разрешением 600х1200 dpi создает "цветовое пятно" диаметром 60 мкм (для сравнения - величина "зерна" на негативе фотопленки составляет 1 мкм, а частица тонера, используемого в копировальном процессе, не превышает 10 мкм).
Однако зернистость - это только один из элементов качества напечатанного изображения: для его оценки следует принимать во внимание и другие, например воспроизведение всех оттенков цветовой гаммы и их насыщенность.
Зброжек добавил, что в ближайшие два-три года скорость печати на струйных принтерах в текстовом режиме составит 15 - 17 страниц в минуту, кроме того, улучшится и сохранность напечатанных изображений. Возрастет также (до тысячи) количество сопел в печатающей головке: пока наиболее совершенная головка Color Jetprinter 7000 имеет "всего" 208 сопл.
В настоящее время компания исследует также возможность реализации "широкоформатной" печати. Разработка одного из ее вариантов - Page Wide Array, - по словам Зброжека, оказалась очень трудной из-за возникновения перегрева печатающей головки.
Тезис Манна: "Печать не исчезает - она становится лучше, проще и эффективнее" - старались доказать и партнеры компании, рассмотревшие вопросы управления печатью через Internet и корпоративные сети, а также стоимости печати.
Ряд докладов на конференции был посвящен цифровой фотографии. В частности, о тенденциях в области цифрового ввода информации рассказал представитель компании Agfa Марк де Фре. А директор консультационной службы Lyra Research по системам цифровой фотографии Стив Хоффенберг представил результаты анализа рынка цифровой фотографии и принтерной фотопечати.
Во время конференции была развернута выставка черно-белых и цветных фотографий, для создания или печати которых использовались цифровые технологии. Их качество, по замыслу организаторов, и должно было оправдать название конференции - "Искусство печати".
"Lexmark - единственная компания, выпускающая только принтеры"
Еще до начала конференции представителям российской компьютерной прессы удалось побеседовать с Манном "с глазу на глаз". На этой встрече он более подробно рассказал о стратегии Lexmark. Компания занимает второе место в мире по продажам сетевых лазерных принтеров для корпоративных пользователей, а в течение последних трех лет ей удалось добиться успеха и на рынке SOHO.
Основной предпосылкой успеха Lexmark Манн считает ее сосредоточенность на принтерных технологиях и наличие собственных исследований и разработок в области технологии печати, электронных компонентов, ПО, подсоединения к сетям, которые реализует на собственной производственной базе по выпуску принтеров и расходных материалов.
Когда в 1991 году Lexmark превратилась в самостоятельную фирму, принтеры приносили ей только 44% доходов (10% давали клавиатуры и 46% - пишущие машинки). В текущем году (по данным компании за первые девять месяцев) принтеры обеспечили ей 80% доходов.
Как подчеркнул Манн, большинство конкурентов Lexmark в отличие от нее зависят от чьих-либо технологий. Основной соперник - Hewlett-Packard - гораздо крупнее Lexmark и может вкладывать в развитие технологий гораздо больше ресурсов. Поэтому Lexmark должна быть более динамичной: цикл разработки у компании значительно меньше, чем у ее основных конкурентов.
55% доходов Lexmark получает от продаж за пределами США. В настоящее время рынок принтеров в Америке оценивается в 18 млн. штук, европейский - в 14 млн., а в Азии - в 10 млн. штук. Однако до 2001 года азиатский рынок будет расти вдвое быстрее (16%) по сравнению с европейским и американским (8%). Особые надежды Lexmark связывает с громадным китайским рынком.
Lexmark работает всего на двух, но самых динамичных сегментах рынка - сетевых лазерных принтеров и цветных струйных принтеров, являясь при этом лидером в области соответствующих технологий. По словам Манна, ряд технологических новшеств его компания представила на рынок раньше, чем ее конкуренты. Это относится к первым в отрасли лазерным принтерам с разрешением 600 и 1200 dpi, ПО для управления сетевыми принтерами, упрощающему их поддержку и уменьшающему стоимость их сопровождения, цветному струйному принтеру с разрешением 1200 dpi.
Свой первый цветной струйный принтер для потребительского рынка фирма анонсировала в августе 1994-го, однако только к концу 1995 года ей удалось развить мощность, достаточную для массовых поставок принтеров, что позволило серьезно конкурировать с другими производителями. За два с небольшим года работы компании удалось достичь 8-процентной доли мирового рынка цветных струйных принтеров (если принимать во внимание только продажи через розничную сеть, то доля Lexmark составляет 11-12%).
На вопрос о том, каковы ближайшие цели Lexmark в области совершенствования технологии, Манн ответил, что в последнее время компании удалось добиться существенного прогресса в обеспечении "истинной" цветопередачи и повышении разрешающей способности. Признав, что достигнута не такая уж большая разрешающая способность, он, однако, отметил, что ее дальнейшее увеличение не является первостепенной задачей.
Основная проблема, стоящая перед сферой цветной струйной печати - существенное повышение ее скорости, а также улучшение качества печати на обычной бумаге; при этом особое внимание компания уделяет разработке цветных быстросохнущих чернил. Что касается лазерных принтеров, то главная задача здесь - повышение скорости печати, обеспечение возможности управления ими (в том числе проведение диагностики) через Internet.
Возможна ли стандартизация картриджей для струйных принтеров? По мнению Манна, ответ может быть только отрицательный. Как правило, эволюция принтеров наиболее сильно зависит как раз от совершенствования картриджей (их конструкция меняется наиболее динамично), а потому они являются основным рычагом конкуренции. Единственная стандартизация, которую видит Манн, - в области ПО для управления принтерами.
Появятся ли в ближайшее время новые технологии? Манн не предвидит каких-либо революций в области технологии печати. Что же касается тенденций развития, то в области лазерных принтеров достаточно очевидным, на его взгляд, является тот факт, что по мере роста их производительности они будут вытеснять копировальные устройства и факсимильные аппараты, в связи с чем для многих производителей "наступят трудные времена".
Европейский центр Lexmark
Помимо пресс-конференции с Манном Lexmark организовала для российских журналистов посещение европейского отделения компании в Орлеане. Отделение занимается вопросами дистрибуции, технической поддержки и послепродажного обслуживания, а также обучением партнеров и заказчиков из Европы, ряда азиатских стран (Японии, Южной Кореи, Китая) и Южной Африки.
Об организации логистики рассказал отвечающий за это направление директор Lexmark Europe Лоран Джанничи. По его словам, ошибки обходятся очень дорого, поскольку в настоящее время затраты на логистику больше стоимости самих продуктов, поступающих в Орлеан со всех заводов компании.
Со склада Lexmark общей площадью 20 тыс. кв. метров, рассчитанного на 11 тыс. складских мест, на которых размещается примерно 2000 видов продукции, ежедневно отправляется 30 грузовиков с заказами. Этим занято 120 человек, работающих в три смены. Заказы - а за год их насчитывается до 200 тыс. - Lexmark старается выполнить в день их поступления. На практике это означает, что европейские клиенты компании получают заказанную продукцию обычно через 2 - 3 дня.
Дополнительную сложность в организации логистики создает большой разброс требований, предъявляемых заказчиками к поставляемым продуктам. В том числе и весьма специфических: например, к 850-летию столицы по инициативе московского офиса Lexmark российским пользователям были предложены принтеры со специальными праздничными наклейками.
Рост бизнеса и желание ослабить последствия некоторых негативных явлений (в частности, регулярных забастовок французских водителей грузовиков) побудил Lexmark принять решение об открытии в голландском городе Венло еще одного европейского центра дистрибуции.
Выбор местоположения нового центра Джанничи объяснил высокой концентрацией реселлеров продукции Lexmark в ближайших регионах - из 24 тыс. "пунктов продажи" 16 тыс. расположено на территории Германии, Нидерландов и Австрии. Основная задача, которую придется решать компании после открытия центра в Венло, - "сбалансированное распределение" продукции между новым и существующим центрами дистрибуции.
Что касается технической поддержки, то, по словам менеджера Паскаля Жува, проблем здесь гораздо меньше. C этим вопросом в европейском масштабе справляются всего четыре специалиста.
И даже проблема "серого рынка" не очень беспокоит Lexmark: одним из действенных средств борьбы с ним Паскаль Жув считает локализацию продуктов.
C 1976 года в Орлеане существует производство тонера: тогда оно принадлежало IBM. Став самостоятельной компанией, Lexmark инвестировала в него 7 млн. долл. С 1994 года технологический процесс был изменен, часть его была перенесена в США, однако, как сообщил менеджер по производству Жан-Ив Геюньон, в 1999 году в Орлеане планируется возобновить его в полном объеме.
Производство тонера полностью автоматизировано, оно является непрерывным и обслуживается восемью рабочими, занятыми в четыре смены. После сортировки наиболее мелкие частицы тонера возвращаются на переработку в США. Кроме того, в Орлеане организован сбор использованных картриджей для их утилизации. Технологический процесс производства удовлетворяет требованиям экологической безопасности, что подтверждено международным сертификатом. В частности, сопутствующее производству загрязнение воздуха гораздо ниже того уровня, который допускается французскими законами. По словам Геюньона, основная задача, стоящая перед разработчиками тонера, - поиск альтернатив тяжелым металлам.
Учиться, учиться и учиться
Специалисты Lexmark провели опрос представителей более 350 европейских компаний из Великобритании, Германии, Испании, Италии и Франции, результат которого также подтверждает тезис о том, что переход к безбумажному офису состоится весьма не скоро.
Несмотря на то что большинство опрошенных компаний (в среднем по пяти странам - 65%) имеет свою стратегию по использованию различных типов оборудования для создания бумажных документов, половина из них не ведет точного учета документооборота, а поэтому не ставит себе целью сокращение его объема. 60% фирм сообщили о том, что руководствуются определенной стратегией при закупке принтеров, причем только 1/3 из них ориентируется на оборудование одного производителя.
Однако компании слабо используют возможности современных технологий, например, 40% опрошенных не применяет ПО для установки и управления распределенными принтерами, а 28% использует его лишь частично. Во многих компаниях (33%) нет четких планов замены устаревших технологий - может быть, поэтому 65% опрошенных не занимается обучением собственного персонала современным технологиям документооборота.
Станет ли продвижение принтеров Lexmark новым подвигом Геракла?
Выбор места проведения конференции - парижского "Диснейленда" - стал понятен 29 октября, когда генеральный менеджер европейского отделения Lexmark по принтерам для домашнего рынка Мишель Дермон и вице-президент Disney Interactive (подразделения киностудии Walt Disney, занимающегося разработкой и продажей интерактивных средств для образования и семейного досуга) Доменик Бурс анонсировали соглашение о выпуске специальных комплектов, состоящих из принтеров Lexmark и ПО Disney Interactive. Оно будет действовать только в Европе и приурочено к выходу нового - тридцать пятого по счету - мультфильма студии Walt Disney "Геркулес", который начал демонстрироваться с 10 октября.
Цель соглашения - стимулировать потребителей приобретать домашние ПК в комплекте с принтерами. Поскольку рынок домашних компьютеров - наиболее динамичный, то этот шаг, по замыслу партнеров, должен привести к увеличению объемов продаж принтеров. А чтобы потребители покупали именно принтеры Lexmark, последние, по словам Дермона, должны чем-то отличаться от продукции других поставщиков.
В настоящее время в европейских магазинах розничной торговли предлагается первый комплект, состоящий из цветного струйного принтера Color Jetprinter 1000 и компакт-диска с ПО PrintStudio, позволяющего создавать, а затем печатать открытки, календари, визитные карточки и другие материалы с изображением персонажей мультфильма "Геркулес". В дальнейшем принтеры Lexmark будут комплектоваться и другой продукцией Disney Interactive, например Magic Artist - для создания музыкальных слайд-шоу.
У каждого - свои проблемы
Даже использование лучших принтеров не оградит вас от всех проблем, связанных с печатью документов. Подчас весьма специфических. О некоторых рассказал в своем выступлении генеральный директор издательского центра при Европейской комиссии Люсьен Эмрингер.
Основной задачей центра является ежедневная публикация журнала Европейского сообщества, выходящего, по крайней мере, в виде трех брошюр на 11 языках. В ближайшее время к ним добавится еще шесть языков, затем - еще три. Ряд сложностей в работе центра как раз и обусловлен необходимостью печати разноязычных версий одних и тех же материалов.
Например, часто требуется, чтобы одна и та же информация располагалась в каждой языковой версии документа на одних и тех же страницах. Это требование, которое является обязательным, например, при печати законодательных актов, не так просто выполнить, учитывая, что тексты на самых "пространных" в ЕС языках - немецком, голландском или греческом - примерно на 30% длиннее их аналогов на самом лаконичном языке - английском. Для разрешения этой коллизии специалистам центра пришлось разработать специальные процедуры.
Прогноз развития мирового рынка принтеров для фотопечати
Согласно прогнозам рынок лазерных принтеров будет расти в период с 1996 по 2001 год ежегодно со средней скоростью 15%; рынок струйных принтеров - со скоростью 14%.
Два наиболее динамичных рынка
Тип принтеров | 1996 | 2001 |
Сетевые лазерные принтеры (от 11 до 30 страниц в минуту), млн. штук | 3,1 | 6,3 |
Цветные струйные принтеры (рынок SOHO) | 26,7 | 52,0 |