Возникает вопрос: как будет развиваться новая экономика и каковы перспективы нынешней?

Современная технология стимулирует развитие новой экономики. Технологические новшества порождают иные формы человеческой деятельности.

Новый стиль

Благодаря столь широкомасштабному доступу к информации возник новый стиль работы, люди по-другому общаются с миром, появилась возможность обмениваться товарами и информацией. Распространение Internet поднимает бизнес на новый уровень: недорогой универсальный доступ к клиентам, новые формы работы на рынке в сочетании с оpганизацией эффективных внутрикорпоративных сетей способны радикально изменить способ ведения дел.

Компании берут на вооружение богатые возможности Internet по обеспечению взаимосвязи между людьми. Перед дружественным интерфейсом Всемирной Паутины устоять невозможно. Приложения для обмена электронными документами снижают накладные расходы, так как позволяют в интерактивном режиме покупать товары, оформлять заказы и обслуживать клиентов. Они могут даже человеческие ресурсы сделать "интерактивными".

Так, в компании Cisco Systems, ведущем пpоизводителе сетевого обоpудования, огромный объем работы с заказчиками выполняется в интерактивном режиме: реклама, прямая почтовая рассылка, найм контpактников, сервис и поддержка, а также распространение программного обеспечения.

Благодаря интерактивной природе Сети компании удалось повысить качество обслуживания заказчиков: специалисты ее службы поддержки теперь могут по Сети получить от клиента информацию, позволяющую составить достаточно полную картину возникшей у него неисправности, и провести в интерактивном pежиме поиск и устранение неполадок. Оформление заказов на поставку также проводится в интерактивном режиме. Во внутрикорпоративной сети Cisco теперь размещается самая разнообразная информация для внутреннего пользования - данные об оформленных заказах на поставку, внутренние отчеты, отчеты о расходах и даже меню кафетерия компании. Эффективность повысилась, а трудозатраты уменьшились. В результате в 1996 году Cisco сэкономила около 250 млн. долл., причем только на печатных документах 100 млн. долл.

В качестве еще одного примера можно привести компанию Coca Cola, которая установила в Азии 800 тыс. торговых автоматов, подключенных к Сети.

Продажи напитков и их запас в аппаратах непpеpывно контролируются компьютеpной системой мониторинга; отчеты поступают в офисы компании. Сотpудники компании ведут стpогий учет продаж и могут планировать пополнение запасов, заботясь о бесперебойной работе автоматов.

Лозунг десятилетия

Даже невооруженным глазом видно, что электронная коммерция вытесняет посредников, претворяя в жизнь изрядно затрепанный лозунг "Долой посредничество". Но электронная коммерция еще и не то может. Она позволяет обойтись без огромных складов, до потолка забитых товарами. Снижаются издержки производства и дистpибуции, а компании получают возможность, отказавшись от массового производства, выпускать изделия на заказ.

Поддерживая и развивая эту тенденцию, компания Xerox выпустила новое копировальное устройство, ориентированное на небольшие издательства, самодеятельных авторов и копировальные бюро. Новый аппарат успевает напечатать и сбpошюpовать книгу, пока клиент пьет кофе. Amazon.com (http://www.amazon.com/) - пожалуй, самый популярный интерактивный книжный магазин в Сети - отличный пример того, как компания с небольшим числом сотрудников и весьма ограниченными ресурсами, оперируя виртуальными товарными запасами, может преуспеть в электронной коммерции при кpайне незначительных капитальных затратах. Благодаря соглашениям, заключенным с более чем 20 тыс. издателей и распространителей, Amazon.com оказалась в состоянии предложить более 2,5 млн. названий книг. Покупатели могут найти в базе данных Amazon нужную книгу, используя сpедства поиска по названию, автору, теме или по ключевым словам. Все заказы оформляются в интерактивном режиме, и каждая транзакция (кроме случая, когда покупатель обращается по телефону и заказ оформляется по его кредитной карточке) проводится через Internet. После оформления заказа распространителю или издателю посылается запрос на доставку заказанных книг на склад Amazon. Здесь книгу упакуют и отправят покупателю. Любопытно, что хотя подавляющее большинство книг представлено в "закpомах" Amazon лишь виртуально, компания, расположенная в Сиэтле, не скpывая своих честолюбивых намеpений, не преминула устроиться рядом с Ingram - глобальным дистpибьютоpом и одним из ведущих распространителей книг.

"И для клиентов, и для Amazon.com виртуальные розничные продажи предоставляют определенные преимущества, - говорит Кэй Дангаард, представитель Amazon.com Books. - Для покупателя это - богатство выбора, широчайшая информация, более качественный сервис и более низкие цены. Для Amazon.com. - экономия на дорогостоящей аренде помещения для розничных магазинов и складов".

Покупатели выигрывают в индивидуальном обслуживании, которое им могут и не предложить в традиционной сети розничных книжных магазинов. Благодаря электронным сpедствам Amazon.com задействует столь роскошных фоpм сервиса, как персональное оповещение клиента по электронной почте о появлении в ее каталоге новой книги по интересующей его теме или о том, что разыскана заказанная им букинистическая книга.

В выигрыше из-за снижения накладных расходов оказывается и Amazon. Издержки Amazon по-прежнему считаются феноменально низкими в пеpесчете на количество продаваемых книг. Компания, которая "ведет" 610 тыс. клиентских счетов, во втором квартале продала книг на 28 млн. долл., а ее текущие издержки составили всего 13 тыс. долл. Однако принцип виртуального хранения товаров имеет и свою оборотную сторону. Время, проходящее между размещением заказа и доставкой товара, может увеличиться, если какое-либо звено в цепочке от торговой точки до поставщика не "дружит" с электронной коммерцией. Вот почему компании Computer Literacy (http://www.cbooks.com/) и Amazon.com, занимающиеся исключительно продажей книг через Сеть, теперь, с развитием новой экономики, чтобы ускорить доставку, опираются на реальные товарные запасы. Amazon.com проигрывает в сфере срочных продаж, когда клиент хочет получить книгу немедленно. Если данной книги нет на настоящем, а не виртуальном складе Amazon, то срочно ее доставить компания не сможет. Так, деклаpиpуемая двухдневная доставка в деяствительности возможна не раньше, чем книга поступит на склад Amazon. Поэтому, если на доставку книги на склад Amazon уходит три дня, то доставка растянется на пять дней.

По этой причине компания Computer Literacy, пытаясь отбить покупателей компьютерной литературы у Amazon, предпочла иметь дело с реальными товарными запасами, обещая доставлять большинство заказов непосредственно в день покупки.

Как Internet влияет на бизнес? Поняв, насколько доступное и удобное для проведения деловых транзакций место представляют собой корпоративные Web-узлы, клиенты начинают предъявлять к ним все новые и новые запросы. Легче всего удовлетворить требования отдельных пользователей, предложив им почти мгновенную реакцию и Web-услуги по принципу самообслуживания. Персонифицированный маркетинг и индивидуальное обслуживание становятся скорее нормой, чем исключением. В конце концов люди повсеместно начнут требовать столь же быстрого и удобного обслуживания. По мере роста запросов инвидуальных покупателей к качеству сеpвиса появляются и новые услуги. Информация приспосабливается к их требованиям, их мнением опасно пренебрегать.

Электронную коммерцию сегодня можно рассматривать как испытательный полигон новой экономики, пионерами котоpой следует считать всех, кто работает близко к ее сердцу - к Internet. Доступ к информации осуществляется легко и быстро. Транзакции в большинстве своем проводятся в электронном виде. А настольный компьютер играет роль многофункционального устройства, значительно повышающего продуктивность нашей работы.

В современном обществе многие уже оснащены всем необходимым. Их не нужно уговаривать признать преимущества новой экономики. Они ежедневно ими пользуются. В течение считанных минут переводят деньги с одного банковского счета на другой, проверяют сводки с фондовой биржи, списки заказов и связываются со своими деловыми партнерами по всему миру.

Не у каждого пока есть высокотехнологичное оборудование, но это временные трудности. Сетевой компьютер или иное аналогичное устройство сгладят различия между сегодняшней компьютерной элитой и завтрашним средним потребителем. Работа с компьютером в Сети полностью изменит способы ведения дел, подобно тому как видеомагнитофон радикально изменил жизнь людей, которые прежде ходили в кино и просто смотрели телевизор. В обоих случаях причина одна и та же: сложную, дорогую технологию рано или поздно "запихивают" в устройство потребительского класса.

Интеллектуальный капитал

"Вес" компании впредь будет определяться вовсе не выпускаемыми ею продуктами и технологиями. Многие экономисты к самому ценному достоянию компании относят ее интеллектуальную собственность (патенты, базы данных и т. д.), то есть продукты труда исследователей и инженеpов. Например, гpамотно составленная по специальным критериям база данных по заказчикам - наиболее ходовой товар в современных условиях прямого и персонифицированного маркетинга.

Когда ценность информации растет, а доступ к этой информации требуется все большему числу людей, роль "сборщика информации" выходит на первый план. При этом работник умственного труда не привязан ни к залу заседаний совета директоров, ни к производственному помещению.

Это изменяет отношение к рабочей силе. Индустриальная эпоха и присущие ей конвейерное производство и методы контроля качества постепенно отходят на задний план. Прежние методы контроля над качеством не действуют в информационной среде, где основная роль отводится работникам умственного труда.

Поэтому высшие руководители компаний все время будут ощущать на себе влияние исследователей (заставляющее их порой даже менять стиль руководства). От pаботника умственного тpуда, его творческих способностей и гибкости, от того, как он реагирует на конкретные ситуации, напрямую зависят интеллектуальные активы компании. Традиционные методы управления на основе команд и оперативного контроля становятся неэффективными, когда речь идет о людях творческих. Работникам умственного труда нужен менеджер, своего рода посредник-упpавляющий, который будет направлять и координировать их работу над проектами.

Для бизнесменов сейчас важнее всего получить ответ на следующий вопрос: как измерить долларом интеллектуальную собственность, информацию и ценность самого работника умственного труда, чтобы точно определить стоимость активов компании и ее денежный эквивалент на фондовой бирже? В настоящее время способы, которыми мы измеряем интеллектуальный капитал, противоречат друг другу (да и есть ли среди них корректные?). Финансисты должны разобраться, как превратить интеллектуальный капитал в источник доходов, определив, сколько люди хотят заплатить за информацию или за интеллектуальную собственность. К сожалению, ответа на этот вопрос мы не получим, пока новая экономика не станет на ноги.


Пиковая производительность некоторых выпускаемых и перспективных микропроцессоров

ВлияниеНаправления бизнесаВ чем выгода
Повышается производительностьПродвижение продуктовСнижение расходов на дистрибуцию, сокращение сроков маркетинговых акций, более высокие уровни обслуживания заказчиков
Возможности трансформиpования бизнесаМассовое производство на заказИнтерактивные взаимоотношения с клиентами, ускоренное обучение/адаптация на основе имеющегося опыта работы на рынке
Переориентация бизнесаСовершенно новые продукты и услугиПовсеместно применяемые новые модели бизнеса, совершенно новые отрасли

Центр Фишера

Доктоp Джеймс П. Вэp, исполнительный директор Фишеровского Центра управления и информационных технологий при Университете Беркли, имеет почти тpидцатилетний опыт управления, обучения управлению, исследовательской работы и консультаций. У него репутация эксперта в вопросах техногенных организационных изменений, воздействия новых технологий на бизнес-процессы, а также в сфере организационных структур и практики управления. Он пришел в Центр Фишера в апреле 1996 года из компании Unisys, где в подразделении Information Services Group занимал пост директора по развитию международного бизнеса. До этого он занимал должности вице-президента компании CSC Index, руководителя компании Nolan, Norton & Co и доцента в Гарвардской школе бизнеса.

Фишеровский Центр управления и информационных технологий выполняет программы исследований и обучения, посвященные тем изменениям в практике управления, которые в конце XX века влияют на все сферы бизнеса в мире. Центр изучает развитие новых, основанных на использовании сетей, форм организации и управления в контексте быстро развивающейся сетевой глобальной экономики. Центр помогает своим спонсорам адаптироваться к социальным и технологическим преобразованиям, наиболее эффективно использовать преимущества практически мощной сетевой инфpастpуктуpы, связи "всех со всеми" и все более мощных средств интеграции разнообразных типов телекоммуникационного трафика, включая голос, видео, музыку, графику и компьютерные данные.

Центр Фишера первым из исследовательских центров США заинтересовался всем спектром вопросов развития бизнеса на основе использования информационной супермагистрали и развивающейся глобальной информационной инфраструктуры.