В научной среде уже вовсю обсуждаются прогнозы развития компьютерной индустрии в 1998 году. Почему такая спешка? Причина кроется в приближении страшного урагана Эль Ниньо, который каждый раз сопровождается природными катаклизмами.

Попытаюсь изложить свою оценку текущей ситуации в Internet. Пожалуйста, сообщите мне, что вы думаете о будущем Сети, по электронной почте. Возможно, вам удастся переубедить меня и избавить от мрачных мыслей о нависшей над Internet опасности.

Итак, приступим. Заглядывая в будущее, возьму на себя смелость утверждать, что век персональных компьютеров близится к концу.

Сетевые компьютеры (NC) - это та платформа, которая придет на смену ПК, точно так же, как ПК в свое время вытеснили миникомпьютеры, а миникомпьютеры - мэйнфреймы. Сетевой компьютер избавит вас от необходимости постоянно перегружать операционную систему или часами терзать модем, пытаясь дозвониться до Internet. А персональные компьютеры работают сегодня именно так. В отличие от них, NC будут постоянно подключены к сети и готовы к работе. Вам не придется постоянно таскать за собой NC, поскольку эти компьютеры можно будет найти буквально повсюду (как банкоматы сегодня).

Монополия Wintel искусственно поддерживает чересчур продолжительную жизнь неуклюжей архитектуры ПК, и вряд ли в 1998 году эта платформа станет совершеннее. Однако сейчас мы вступили в новый век, век Internet, поэтому - кто знает?

Компании Intel и HP вскоре присоединятся к DEC и представят 64-разрядные продукты. Но производительность процессоров, в полном соответствии с законом Мура, уже сейчас перекрывает наши потребности, а эффективность доступа к Internet ограничивается недостаточным быстродействием модемов, которые по-прежнему работают на скоростях, не превышающих 64 Кбит/с.

Уже сегодня существуют технологии, в сравнении с которыми вычислительная мощность ПК не выдерживает никакой критики. К примеру, мультиплексирование по длине волны значительно повышает пропускную способность оптоволоконных магистралей Internet. Основанная на других принципах технология распространения спектра существенно увеличивает пропускную способность в тех сетях, где пока не используется оптоволокно. А на подходе уже домашние локальные сети. Мог ли я предположить, что даже в 1998 года они будут создаваться большей частью на базе Ethernet?

Не исключено, что в 1998 году появятся модемы для кабельного телевидения. Будет и дальше расти мощность сетей, особенно беспроводных и спутниковых. Возможно, телекоммуникационные компании приступят к масштабной установке различных форм цифровых линий подписки ( xDSL), и у них появятся конкуренты.

Я думаю, что нам понадобятся различные формы xDSL. В технологиях высокопроизводительных и асимметричных xDSL могут быть обнаружены серьезные изъяны. Что нового можно противопоставить xDSL в 1998 году?

Немного забегая вперед, хочу упомянуть о технологии совместной фильтрации, которая позволит людям, работающим с сетью в интерактивном режиме (а их число постоянно увеличивается), успешно справляться с информационными перегрузками. Это очень дешевая технология, которая должна способствовать экономическому росту компаний, осваивающих киберпространство. Нельзя обойти вниманием Java. Это уже не просто язык программирования, это настоящая религия, на которой основывается все программное обеспечение сетевых компьютеров. Думаете, сказано слишком смело?

В конце 90-х Microsoft всеми силами пытается свести роль Java к минимуму и в конце концов уничтожить эту технологию. Не напоминает ли вам все это политику IBM по отношению к Ethernet в начале 80-х?

Всем ясно, что Microsoft, время от времени охлаждая судебными разбирательствами пыл поднимающих голову конкурентов, в 1998 году останется безусловным лидером компьютерной индустрии. Монополия этой корпорации выглядит настолько прочно, что ей удается проводить инвестиции чаще, чем выплачивать дивиденды. Microsoft скупает такие компании, как WebTV, вкладывает средства в кабельное телевидение и поддерживает Apple, да так, что независимые аналитики начинают говорить о высокой конкурентоспособности этой компании на рынке ПО.

Тот факт, что у Министерства юстиции до Microsoft до сих пор не дошли руки, объясняется тем, что Министерство охотится за еще более крупной рыбой, именуемой телефонными монополиями. Что может быть хуже нескольких огромных, хорошо управляемых телекоммуникационных корпораций? Только еще меньшее количество еще более крупных и к тому же неуправляемых телекоммуникационных гигантов. Возможно, телекоммуникационные монополии в 1998 году предъявят ответные претензии к антитрестовской государственной политике?

Правительство стремится полностью держать Internet под своим контролем. С чем в 1998 году будут связаны законодательные просчеты, которые окажут наибольшее воздействие на Internet? С шифрованием? Налогообложением? Защитой пользователей от мусорной электронной почты?

Я знаю, многие отнесутся к моим словам скептически. И все же, у меня есть некоторые сомнения в том, что Internet благополучно переживет 1998 год.

В Internet развивается технология телефонных переговоров. Новые маршрутизаторы позволят создать резервы пропускной способности. Ведутся работы над многоадресной передачей телевизионных программ. Позволит ли TCP/IP резервировать дополнительные мощности и осуществлять многоадресную передачу? Уже в 1998? А если нет, то когда?

Не забывайте о том, что протоколу Internet TCP/IP, так же как и Ethernet, в 1998 году исполнится 25 лет. Будет ли TCP/IP постепенно вытесняться в 1998 году ячейками ATM, цифровыми потоками или чем-нибудь еще? Завершится ли в 1998 году разработка IPv6, или мы снова получим промежуточную версию?

Не правда ли, хватит пищи для размышлений. Может быть, я что-то упустил? Хотелось бы узнать ваше мнение. И помните об угрозе Эль Ниньо.


Боб Меткалф в 1973 году изобрел Ethernet, в 1979 году основал компанию 3Com, а сегодня специализируется на технологиях Internet. Электронную почту ему можно присылать по адресу metcalfe@infoworld.com.