В выставке, в рамках которой проходил Второй конкурс российских компакт-дисков, приняли участие почти все производители компакт-дисков, из лидеров отсутствовала лишь "1С".

Компания DPI на MultimediaExpo, кроме компьютеров Macintosh, продемонстрировала несколько дисков для платформы Macintosh от "Кирилла и Мефодия". В настоящее время существует всего четыре российских диска для этой платформы - "Шедевры русской живописи", "Храм Христа Спасителя", Alphabyte и "Золушка".

"Аутопаном" выступила на выставке вместе с провайдером Internet компанией "Гласнет", которая предоставляет каждому покупателю разработанного "Аутопаном" "Электронного энциклопедического словаря" пять часов бесплатной работы в Сети. При этом Internet рассматривается как нечто серьезное, чем просто бесплатная добавка, призванная заинтересовать покупателя. Предполагается, что пользователи смогут получать через Internet обновленные версии словаря (приблизительно раз в месяц). Также специалисты "Аутопана" составляют список ссылок на информацию, содержащуюся в Сети и дополняющую статьи этого энциклопедического справочника. Выход на соответствующие узлы можно будет проводить прямо из программы.

В этом году на выставкечисло российских сборщиков компьютеров возросло. В ней участвовали Р.иК., X-Ring и "Техмаркет". Впрочем, на их стендах основная тематика выставки - мультимедиа - была представлена не столько компьютерами, сколько экспонированной элементной базой - мониторами, видеокартами, аудиокартами, приводами компакт-дисков и т. д.

Однако MultimediaExpo сохраняет свою отличительную особенность - ориентацию на частных пользователей. Поэтому первое появление на такой выставке компаний-сборщиков компьютеров наводит на мысль об опережающем развитии рынка домашних ПК.

Конечно, деление компьютерного рынка на корпоративный, малого бизнеса и домашний достаточно условное. Можно выделить полярные грани - строго корпоративный рынок, на котором выполняются большие заказы на сотни ПК, предназначенных для автоматизации завода или министерства, или постоянно поступают небольшие заявки на десятки машин для оснащения, например, одного филиала, или одного компьютерного школьного класса и т. д.

Домашний компьютер - это дорогая игрушка для отдыха (игры, хобби, Internet). В последнее время в связи с ростом благосостояния россиян все большее их число может позволить себе приобрести компьютер. Таким образом, этот рынок оформляется в особую нишу и отделяется от рынка ПК для небольших офисов. Субъекты его используют один и тот же компьютер для работы и для отдыха. Это небольшие фирмы со штатом до десяти человек, или даже лица, много работающие дома. Получается своеобразный "домашне-рабочий" компьютер (отсюда стоит исключить графиков или дизайнеров, работающих дома на профессиональных компьютерах).

Итак, рынок домашних компьютеров в 1997 году значительно увеличился. Можно даже сказать, что своего рода расширение компьютерного рынка России большей частью происходит за счет продаж домашних компьютеров. По словам главы рекламной группы "Техмаркета" Андрея Неструева, каждые два компьютера из трех в магазинах компании покупают частные лица (эти данные получены из соотношения наличных и безналичных платежей).

Среднего поставщика ПК для домашнего рынка представить себе довольно сложно: на нем работают и крупные компании, такие как Р.иК. и "Вист", продающие достаточно дорогие компьютеры, и те, кто в месяц собирает всего лишь несколько десятков машин. Об этом свидетельствует рост объема бюллетеня "Мобиле": если два года назад в нем фигурировало 300-400 компаний, год назад - около 500, то сегодня их количество достигло 700. Предлагаемая ими продукция составляет около трети домашнего рынка. Присутствовавшие на выставке фирмы "Техмаркет" и X-Ring можно отнести к среднему звену. Опережающий рост оборотов крупных и средних компаний привел к тому, что акцент продаж компьютеров сместился из офиса в салон-магазин.

Хотя частные пользователи по-прежнему приобретают и "компьютеры помощнее", и "компьютеры подешевле", последнее время для дома в основном покупают конфигурацию выше средней. Если машина для ведения бухгалтерского учета может обойтись пользователю в 600 долларов без монитора, то домашний компьютер окажется почти вдвое дороже.

Впрочем, наиболее современная конфигурация не очень интересует частного потребителя, большинство приобретают модель выше средней, но не обязательно самую сильную. Скорее всего, то же самое можно сказать о клиентах любой компании. В момент своего появления "последний писк", как правило, дороговат для массового рынка.

Наиболее типичная конфигурация, по данным "Техмаркета", - Pentium MMX с тактовой частотой 166 или 200 МГц, 32 Мбайт ОЗУ, дисковод для компакт-дисков, колонки, звуковая плата, 15-дюймовый монитор. 14-дюймовых мониторов для дома никто уже не покупает, а что касается большей диагонали, то такие мониторы стоят дороже и не всегда вписываются в ограниченное пространство квартиры.

Сравнительно недавно в домашние компьютеры начали в массовом порядке устанавливать факс-модемные платы. В 1997 году наметилась и другая тенденция: фирмы, занимающиеся установкой малых локальных сетей, начали получать заказы на соединение в единую сеть компьютеров в одной квартире или в одном доме. Популярность домашних принтеров (чаще всего это монохромный струйный принтер с опцией цветной печати) - тоже особенность 1997 года.

Средства мультимедиа, как уже сказано, стали неотъемлемой принадлежностью домашних компьютеров, что связано также со значительным снижением цен на качественные комплектующие. Следующее направление - домашний видеотеатр, также приобретающий широкую популярность. Далее - превращение компьютера в домашний центр. Развитие технологии позволяет быстро снижать цены на оборудование: например, за последний год цены на TV-тюнеры понизились с 500 до 100-250 долларов.