Пытаясь упрочить свои позиции на российском рынке браузеров, Microsoft решила создать в нашей стране инфраструктуру поставщиков информации, ориентирующихся на стандарты и технологии корпорации. Для этого она предложила им следующий вариант сотрудничества: поставщики информации оборудуют на своих Web-узлах все необходимое для организации сетевого вещания (Web Casting), а корпорация включает ссылки на их каналы вещания в списки каналов; один из этих списков распространяется вместе с браузером, а второй хранится на сервере Microsoft. Для корпорации это выгодно - получается, что она выходит на рынок, вооружившись не только новым продуктом, но и структурой информационной поддержки. Определенную пользу из сотрудничества извлекают и поставщики информации - молодым компаниям такая реклама явно не помешает.
В стандартной поставке русской версии Internet Explorer 4.0 имеются краткие описания и адреса десяти каналов - служб новостей серверов "Россия-Он-Лайн", РОЦИТ, "Российского бюро новостей", ZDNet.RU, информационного агентства Algorithm, компании "Гарант-Парк", "Известий" и некоторых других. Кроме того, в браузер встроены ссылки на некоторые поисковые серверы (в том числе Rambler, "Апорт!", Alta Vista), а также на каталог-рубрикатор "Ау!". Очень скоро должна появиться ссылка еще на один русскоязычный поисковый сервер - Яndex; соответствующий контракт уже подписан.
В презентации принимали участие представители некоторых поставщиков информации, ссылки на ресурсы которых включены в поставку нового браузера. Практически все они говорили об удобстве использования Internet в качестве нового СМ. К сожалению, при этом все как-то умалчивали о двух немаловажных моментах. Во-первых, о том, что сетевое вещание наверняка создаст существенную дополнительную нагрузку на сеть. Впрочем, Пашкевич считает, что объем трафика, передаваемого по каналам сетевого вещания, будет очень сильно зависеть от поставщиков информации: именно они планируют, как часто и в каких объемах будут обновляться передаваемые по каналам данные. Во-вторых, сам по себе прием сетевого вещания индивидуальными пользователями (этот вид сетевых услуг ориентирован прежде всего на них) будет не очень дешевым: даже если подписка на каналы бесплатна, трансляция множества обновленных Web-страниц потребует довольно большого количества отнюдь не бесплатного времени соединения с провайдером Internet. Вероятнее всего, обычный просмотр интересующих файлов обойдется дешевле.
Думается, апологетам традиций Internet вряд ли понравится очередной шаг Microsoft. Позиция корпорации в целом понятна и легко объяснима: Microsoft стремится к захвату новых сфер влияния. В данном случае она пытается преподнести свои технические и маркетинговые новшества в области Internet как объективно необходимые. В частности, корпорация старается представить Internet не столько как очень индивидуальное персональное средство получения информации, с помощью которого пользователь получает доступ к нужным данным тогда, когда хочет, и в нужных объемах; и даже не столько как среду для доставки электронных изданий и вещания сетевых каналов, но как самостоятельное средство массовой информации.
Стремление Microsoft овладеть массовым сознанием также выглядит вполне закономерным. В этой связи уместно вспомнить высказывания выступивших на презентации Internet Explorer 4.0 главного редактора канала вещания Algorithm Online Дмитрия Людмирского и председателя правления РОЦИТ Андрея Зотова. Так, Людмирский сравнил нынешние усилия Microsoft c действиями большевиков, стремившихся во что бы то ни стало захватить средства связи во время Октябрьской революции. Зотов пошел дальше. Отдавая должное роли Microsoft в развитии компьютерных технологий, он тем не менее признал, что в области системного ПО для ПК корпорация занимает монопольное положение. Зотов сделал при этом любопытную оговорку: монополизм в промышленности играет примерно такую же роль в отдельных отраслях экономики, как тоталитарный режим - в жизни общества. Монополист, как правило, не слишком усердно заботится о своих потребителях, однако иногда ему удается выпускать продукты и изобретать технологии, полезные и удобные для массового потребителя. Зотов привел пример развертывания производства в нацистской Германии 30-х годов "народного автомобиля" - "Фольксвагена". Все-таки любопытными сравнениями оперируют российские партнеры Microsoft. По-видимому, монополист всегда стремится к захвату массового сознания, независимо от того, как далеко простирается его владычество.