Ну-ка, Philip Morris, подвинься! "Крыша" на Капитолийском холме одна на всех, и компьютерная отрасль решила завербовать побольше пpивеpженцев.
Конечно, компании, специализирующиеся на высоких технологиях, играют с большим размахом, чем транжиры из мира простых смертных. В прошлом году на "подмазывание" внутреннего лобби и внешних фирм они потратили не менее 20 млн. долл.
По сравнению с суммами, вбуханными в Вашингтон компаниями из других отраслей (табачной, нефтяной, автомобилестроительной и страховой) это капля в море. Так, Philip Morris, которая в прошлом году потратила 19,6 млн. долл. на отстаивание интересов табачной промышленности, могла бы на эти деньги купить "нулевую" Honda Civic каждому первокурснику Гарварда.
Но все больше и больше компаний, представляющих сферу высоких технологий, начинают понимать, что затраты на лоббирование составляют важную часть общих издержек на ведение бизнеса, поскольку проблемы их отрасли все чаще пересекаются с интересами правительства и регулирующих органов.
Hельзя, как прежде, рассчитывать на то, что одноразового "вливания" будет достаточно для воздействия на Конгресс и на исполнительные ветви власти.
"Нужно постоянно напоминать о своем существовании, - говорит член палаты представителей от демократической партии Анна Эшу, чей округ расположен в самом сердце Кремниевой Долины. - Вам придется проталкивать каждый вопрос, потому что тысячи людей, обремененных множеством проблем, готовы заполнить вакуум, если его не заполните вы".
Коpпоpация IBM, старейшина в области лоббирования интересов высокотехнологичных компаний, в прошлом году выложила почти 4,9 млн. долл., а в первой половине нынешнего года подняла планку и раскошелилась уже на 3,2 млн. долларов.
"Конечно, Голубой гигант не выпускает из поля зрения вопросы, относящиеся к сфере высоких технологий, такие как электронная коммерция и шифрование. Но когда число сотрудников достигает сотен тысяч человек и нужно заниматься планированием их увольнения на пенсию и расходов на охрану их здоровья, приходится уделять пристальное внимание и решению вопросов, связанных с законами о труде", - говорит Крис Кэйн, вице-президент IBM по правительственным программам.
IBM содержит свой вашингтонский офис по связям с правительством вот уже более 20 лет.
Пожалуй, больше всего удивляют те усилия, которые для привлечения лобби с Капитолийского холма предпринимает Netscape Communications - это при ее-то возрасте и размерах. У Netscape, которой всего-то тpи с половиной года от роду, число "своих людей" составляет около 10% от имеющегося у Microsoft, а доход - всего 4% от дохода Microsoft. Компания в прошлом году потратила на лоббирование 960 тыс. долл., почти сравнявшись с Microsoft (1,1 млн. долл.).
Роберта Кац, главный юрист Netscape, считает, что ее компания затрачивает относительно большие суммы на лоббирование потому, что она и исполнительный директор Netscape Джеймс Барксдейл накопили опыт взаимодействия с регулирующими органами - Кац и Барксдейл раньше работали в гиганте сотовой связи McCaw Cellular.
"Когда я пришла в Netscape, для меня было ясно, что работа в области телекоммуникаций мало чем отличается от выпуска и продвижения программного обеспечения, - говорит Кац. - Если у вас возникают проблемы со связью, то для их решения тоже нужно лететь в Вашингтон и улаживать дела там".
По словам Кац, Netscape лидирует в области пpодуктов защиты пеpедаваемой инфоpмации, но как раз на "утряску" вопросов, связанных с шифрованием, уходит чуть ли не все время, затрачиваемое на лоббирование.
Кроме того, Netscape активно лоббирует в Вашингтоне антимонопольные вопросы, задевающие интересы компьютерной отрасли в целом.