которой Office for Java - преемник офисного комплекта WordPerfect - дошел уже до стадии бета-тестирования.

Долгое время за Corel твердо держалась компания Applix, поставщик Unix-приложений со своей электронной таблицей Espresso, Boulder, за которой следовало консалтинговое агентство Cooper & Peters. Последним также было разработано офисное программное обеспечение на языке Java, которое привлекло внимание одновременно Sun Microsystems и Microsoft. А Lotus Development, устроившая на своем Web-узле несколько беспомощных демонстраций некоего средства под названием Kona, безнадежно отставала.

Когда это было! И вот буквально на днях корпорация представила коммерческую версию Kona под названием eSuite. И оказалась в первых рядах разработчиков офисных комплектов для Java. Corel выбыла из игры. Cooper & Peters продалась Microsoft и сошла со сцены. Applix изменила стратегию. Фактически у Lotus не осталось противников, и она вышла в победители как бы автоматически. В действительности все обстояло не совсем так. Lotus была подхвачена вихрем и с этим же вихрем вырвалась вперед.

В этом смысле весьма поучителен пример Borland International. Два года назад эту компанию благословила на царство в мире разработчиков Java-инструментария не кто-нибудь, а сама Sun. Стоит вспомнить эпитеты, звучавшие в адрес Latte - комплекта средств разработки на Java. Но не прошло и года, как Symantec наголову разбила Borland, выступив со своим инструментарием Cafe. Сегодня Symantec практически полностью контролирует рынок средств разработки для Java.

Похожая история произошла и с Oracle. Она первой начала выпускать сетевые компьютеры, сопровождая свою деятельность весьма активной рекламой. Никто не сомневался, что эта компания получит наибольшую долю рынка сетевых устройств. Однако сейчас многие производители выпускают их значительно больше, чем сама Oracle.

Как им это удается? У всех отставших в разработке собственных приложений или внутрикорпоративных сетей на базе Java существует один способ вырваться вперед - это попасть в вихрь. Данный метод хорошо известен тем, кто интересуется автогонками, или любит наблюдать за велосипедистами на "Тур де Франс", или же на худой конец просто знаком с аэродинамикой. Воздушный поток, созданный лидирующими гонщиками, подхватывает отстающих и почти выносит их вперед, не требуя от них при этом титанических усилий.

Примерно такой же эффект получается при превращении новых технологий в новые системы. Новаторы выполняют самую тяжелую работу, на их долю выпадают все сложности, а вместо наград им достаются только поражения. Их последователям уже легче - если, конечно, они умеют учиться на чужих ошибках. Но лавры пожинают все равно не они.

Только очень немногие технологии сразу начинают давать отдачу в новой отрасли. Наибольшего успеха добиваются преемники последователей новаторов, причем тратя на их достижение значительно меньше усилий. Это и есть движение в вихре. Такое происходит, когда специалисты трудятся не покладая рук и совершенствуют инструментарий столь быстро, что их последователям удается обойти самых первых.

Так случилось с R/3 компании SAP, которая внедряется сейчас за считанные месяцы, в то время как над первыми системами приходилось биться годами. Так было и с первыми страницами Web, которые делались в буквальном смысле руками - их сменили узлы, без усилий созданные автоматическими средствами.

Так будет и с языком Java. Пока работать с Java действительно трудно. Проекты Java первого и второго поколений идут с большим скрипом. Но технология быстро упрощается. Инструменты становятся лучше, разработчики набираются опыта, продукты совершенствуются.

Компании, которые включаются в гонку сейчас, попадают в самую быструю часть потока. Поэтому немедленно начинайте изучать Java, оценивайте инструментарий, формулируйте требования и... смело пользуйтесь всеми идеями, высказанными кем-то раньше.

И за работу. Кто знает, может быть, именно вас поток вынесет вперед.


Фрэнк Хэйес - обозреватель еженедельника Computerworld (США). С ним можно связаться по адресу frank_hayes@cw.com.