CheeseСнова - про бесплатный сыр

С 1 июля нынешнего года Российский НИИ развития общественных сетей (РосНИИРОС) изменил правила регистрации доменов в зоне .RU. В августе наш еженедельник подробно описывал запланированные нововведения.
Одно из существенных дополнений - введение платы за регистрацию и перерегистрацию доменных имен. Насколько оправдались связанные с новшествами ожидания?

Регистрация по новым правилам началась уже в сентябре. Поступления оцениваются примерно в 100 млн. рублей в месяц. При этом регистрируется около 200 договоров в месяц. Это порядка 10 новых доменов в день, причем потребность в новых доменах продолжает расти, хотя с введением новой процедуры темпы несколько снизились.

Полученные за регистрацию деньги позволили РосНИИРОС окупить все расходы на оборудование, купить более скоростной канал связи для своих серверов DNS и набрать новых сотрудников для более оперативной работы.

"Раньше работа делалась на чистом энтузиазме, - говорит Алексей Платонов, директор РосНИИРОС. Теперь же началось регулярное поступление средств, что позволило решить наши технические и финансовые проблемы".

Смета расходования полученных средств должна в ближайшее время появиться на сервере РосНИИРОС по адресу http://www.ripn.net.

По одному договору можно зарегистрировать сразу несколько доменов. Этой возможностью пользуются ведущие провайдеры. Большинство из них уже зарегистрировали все необходимые им домены, и сейчас в основном регистрируются те, кто хочет сделать это самостоятельно.

"В перспективе, - считает Алексей Платонов, - большая часть договоров пойдет через провайдеров. Так удобнее и нам, и провайдерам, и клиентам".

Провайдеры же, со своей стороны, составляют договоры с клиентами таким образом, что стоимость регистрации домена фактически входит в стоимость услуг провайдера. Причем провайдеры не только платят за домен, но и поддерживают его работу. Однако, по оценкам Игоря Семенюка, представителя "Совам Телепорт" в Координационной группе, созданной специально для того, чтобы координировать управление именами в зоне .RU, около 40-50% доменов регистрируется и поддерживается клиентами самостоятельно.

В общем количество подаваемых заявок уменьшилось в четыре-пять раз, по сравнению с тем периодом, когда регистрация проводилась по старым правилам. Однако уменьшение числа заявок не означает сокращение числа пользователей, желающих получить свой домен. Скорее всего, те пользователи, которые не хотят платить за регистрацию в зоне .RU, просто зарегистрировались в бесплатных доменах второго уровня. Между тем корпоративные пользователи все-таки стремятся зарегистрироваться в зоне .RU.

Перерегистрация старых доменов должна была начаться 1 сентября, но фактически все еще не началась. Только в середине ноября закончилась работа над программой для автоматизации перерегистрации. По словам Алексея Лесникова, заместителя директора РосНИИРОС, оказалось, что документация к этой работе не подготовлена.

"Мы боимся большого наплыва писем и звонков, - сказал он, - поэтому о процессе перерегистрации объявим недели через две после того, как будет подготовлена соответствующая документация".

Во избежание неразберихи предлагается провести перерегистрацию поэтапно. То есть рассылать предложения владельцам зарегистрированных доменов не всем сразу, а разделив их на несколько групп и назначив каждому индивидуальное время перерегистрации. Однако пока не ясно, будет ли это предложение принято РосНИИРОС.

Собственно, сейчас процесс перерегистрации уже идет, но в основном для тех клиентов, которым нужно изменить какие-то данные в уже существующих записях. По оценкам Семенюка, на сегодня перерегистрировано только около 10% доменов. Процесс же массовой регистрации откладывается до полной подготовки документации, иначе он может оказаться слишком неудобным для пользователей и для самого РосНИИРОС. Вероятная дата начала перерегистрации - 15 января.

В процессе регистрации будет проверяться тождественность старого и нового владельцев домена. Старые правила требовали описания организации, на которую регистрируется домен, с указанием ее названия.

"Название не всегда соответствует новой заявке, - говорит Алексей Лесников. - Такие домены мы не можем перерегистрировать".

Фактически запрос на перерегистрацию представляет собой заявку по новой форме от той же организации, на которую раньше был зарегистрирован данный домен. Поэтому такая заявка должна рассматриваться в координационной группе, которая может в принципе отказать в перерегистрации. (Например, если они являются персональными или поданы от несуществующей организации.)

Введение оплаты на регистрацию доменов породило новую проблему - в принципе организация, которая занимается распространением продукции, каким бы то ни было образом ассоциированной с географическими названиями, должна зарегистрироваться в соответствующих органах и получить лицензию на этот вид деятельности от таких органов, как Роспатент. РосНИИРОС получил право ведения зоны RU от международной Комиссии по выделению Internet-адресов (IANA), однако соответствующее разрешение должно быть получено и от отечественных регулирующих органов. Как и когда решит этот вопрос государство - еще не ясно.

Собственно, вопрос о правомерности решений IANA о делегировании национальных доменов сейчас решается на международном уровне в ISO. Именно ISO определяет стандартные сокращения - двухбуквенные или трехбуквенные, телефонные коды стран и другие международные стандарты. IANA обратилось в ISO, чтобы привлечь эту международную организацию к разрешению конфликтов с правительствами различных стран. В конце концов было принято решение о введении восьми новых доменов. Сейчас компании, которые подали заявки, получают лицензии на ведение распределенных доменов, правда пока только по этим самым восьми доменам. О полноценном использовании такой системы говорить еще рано. Однако, по словам Семенюка, клиенты в России даже не спрашивают о регистрации в новых доменах.

Имена и торговые марки

По мере коммерциализации Internet возникают проблемы с использованием торговых марок в качестве имен доменов. Скажем, американская пресса вовсю смакует сообщения о спорах между компаниями, которые зарегистрировали домены конкурентов на свое имя и использовали их как аргумент в конкурентной борьбе. В России же подобных случаев еще не было. Отдельные эпизоды, о которых мне рассказали в РосНИИРОС, описаны во врезках. Более серьезных конфликтов, по словам Марии Королевой, руководителя административной группы по регистрации доменов в зоне .RU, не происходило.

Позиция РосНИИРОС по вопросу торговых марок совпадает с позицией их коллег из InterNIC.

Это подтверждает и Алексей Платонов: "Проблемы, связанные с торговыми марками, - это проблемы пользователей. В наших правилах есть специальный пункт, оговаривающий, что мы не несем ответственности за возможные конфликты, связанные с торговыми марками. Пользователи должны урегулировать свои отношения самостоятельно или через суд".

В РосНИИРОС надеются, что эта проблема будет рассмотрена на международном уровне, и тогда можно будет использовать уже готовое решение.

Координационная группа в настоящее время не имеет никакого официального статуса и поэтому просто не обладает правом вмешиваться в возникающие конфликты. Однако она может рассмотреть претензии и высказать свои рекомендации по конкретному вопросу. Правилами работы группы, например, предусматривается получение официального согласия компании, с которой связана торговая марка, о регистрации соответствующего домена на какую-либо фирму.

В общем, привлечение к ответственности за неправомочное использование торговых марок - дело достаточно сложное. Ведь в каждой стране торговые марки регистрируются отдельно и даже случается, что один и тот же продукт в разных странах регистрируется под разными названиями. Кроме того, в нашей стране принято разделение по категориям торговых марок, то есть в разных сферах рынка могут существовать одинаковые торговые марки. Скажем, можно зарегистрировать крем для рук Solaris, хотя эта торговая марка уже закреплена за операционной системой компании Sun Microsystems.

Кроме того, очень тяжело доказать равноценность торговой марки и имени домена. То есть даже если за какой-либо организацией зарегистрирована торговая марка Solaris, это еще не означает, что на эту же организацию регистрируется название домена solaris.ru. Урегулирование юридических тонкостей - дело непростое, и, видимо, разрешение конфликтов по торговым маркам должно строиться на основе прецедентов.

Следует отметить, что, кроме торговых марок, есть и географические имена, вокруг которых также может разгореться спор.

Есть и другие правила, касающиеся "квазигеографических" доменов, то есть тех, которые являются доменами общего пользования, но названных по "географическому" признаку. Например, бесплатный географический домен деревни Гадюкино Московской области должен быть таким: gadyukino.msk.ru. Если же кто-то регистрирует домен gadyukino.ru, то последний является общедоступным и в нем разрешена платная регистрация. Таким образом, РосНИИРОС пытается заставить распорядителей доменов упорядочивать иерархию географических названий.

Кстати, ведение платных географических доменов должно быть лицензировано в соответствующих органах, таких как Роспатент. Это связано с тем, что фактически речь идет о предоставлении услуги, ассоцированной с географическим именем. То же относится к организациям, которые берут деньги за регистрацию в общедоступных доменах.

Отсутствие лицензии может привести к конфликтным ситуациям, так как если какая-либо организация платно регистрирует в домене gadyukino.ru, то ее конкуренты могут подать на нее в суд за ведение нелицензионной деятельности. Поэтому особенно важно, чтобы именно РосНИИРОС решил проблему лицензирования услуг по регистрации доменных имен. Будем надеяться, что конфликтов, ставших привычными для иностранцев, в России не будет еще долго.


Volvo

При регистрации доменов члены Координационной группы могут затребовать дополнительную информацию, например подтверждение полномочий регистранта представлять какую-либо компанию. Скажем, при голосовании регистрации домена volvo.ru на официального дилера фирмы Volvo один из членов группы проголосовал против, обосновав свою позицию тем, что только представительство может зарегистрировать домен, в котором используется торговая марка. В данном случае разрешить ситуацию поможет официальное письмо от фирмы Volvo о том, что регистрант действительно является официальным дилером и что фирма согласна на регистрацию домена volvo.ru на него.


Квазигеография

Конфликты возникают не только из-за торговых марок, но и из-за географических названий. К примеру, в Костроме сразу два провайдера захотели зарегистрировать домен kostroma.ru на себя. Один из них прислал заявку раньше другого, но ходатайство второго поддержала компания "Релком", которая вела этот домен раньше. В результате было решено зарегистрировать домен на фирму, которую рекомендовала "Релком", признав мнение последней относительно способности данного провайдера вести домен достаточно компетентным. Еще одно недоразумение возникло с доменом taganrog.ru. Организация, которая захотела зарегистрировать в этом домене поддомен, отказалась платить деньги, мотивируя это тем, что структура, регистрирующая поддомены в домене taganrog.ru, не имеет соответствующих лицензий от Роспатента. Этот случай, видимо, будет разбираться на заседании Координационной Группы.


Спекулировать нехорошо. Именами доменов в том числе

Пять британских компаний выиграли процесс против спекулянтов, зарегистрировавших их названия в качестве имен доменов Internet. Таким образом создан прецедент, который поможет другим английским фирмам защитить свои торговые марки и имена в Internet. Согласно решению лондонского суда, Ричарду Конвэю и Джулиану Николсону вменяется в обязанность возместить судебные издержки в размере свыше 100 тыс. долл.). Кроме того, имена доменов будут переданы претендовавшим на них компаниям.

Суд установил, что Конвэй и Николсон зарегистрировали в качестве имен доменов названия ряда известных британских фирм и организаций (в частности, buckinghampalace.org и spice-girls.net), после чего предприняли ряд попыток их перепродать. Например, Конвэй запросил у компании Burger King 25 тыс. фунтов за имя burger-king.co.uk.

Процесс против горе-предпринимателей возбудили British Telecommunications PLC, торговые компании J. Sainsbury PLC и Marks & Spencer, поставщик товаров для путешествий и отдыха Virgin Group и букмекерская фирма Ladbroke PLC.

- Рон Кондон,
Служба новостей IDG, Лондон