В свое время я подписался на список рассылки сервера RASC. Летом приходило в день по одному-два письма. Теперь же хлынула лавина.

Лавина катится с гор. RASC - аббревиатура Russian Alpine Ski Club, то есть клуба российских горнолыжников (его адрес www.poseidon.aha.ru), объединяющего, впрочем, не только горнолыжников, но и представителей шумного племени сноубордистов. Сами горнолыжники представляют собой тоже довольно пеструю компанию: одни относят себя к экстримерам, для других склон, не выглаженный ратраком, - не склон вовсе; кто-то катается на модных карвах, кто-то признает только классику - масса поводов для полемики. Переписка принимает особенно неистовый характер, когда 20 человек пытаются по Internet "забить стрелу" - поехать куда-то кататься Internet-тусовкой.

Клуб открыли в начале прошлой осени Дмитрий Климов и Сергей Шикин. До этого около четырех лет в FIDO существовала конференция mo.ski. Сергей бросил клич: нужна информация в WWW о горных лыжах на русском языке. Как так - во всем мире есть, а у нас нет. В это время у Дмитрия появилась возможность получить соединение с хорошей скоростью, чем он не замедлил воспользоваться; сервер заработал.

Судя по спискам на Rambler, за лето узел RASC посетили около 10 000 человек. Сейчас на узел обращаются 350-370 человек в день, причем процентов 80 из них составляют москвичи. Из спортивных серверов с ним могут соперничать только футбольные. В числе "поклонников" есть сибиряки, жители Владивостока, ну и питерцы, конечно. Среди интересующихся немало ребят из Европы и Америки. Это чаще всего экстримеры, которым надоели выглаженные склоны и подъемники на каждом шагу. Но у них, как можно догадаться, проблемы с русским языком. Интерлыжники просят перевести для них что-нибудь на русский. С клубом связался Патрик Торн из Шотландии. Их фирма выпускает CD, на которых публикует информацию обо всех склонах мира, где есть хотя бы один бугельный подъемник. Про Россию у них вообще не было информации (а ведь только в черте Москвы имеется 20-30 подъемников). Пришлось поразить шотландца феерическими картинами Эльбруса - высочайшей вершины Европы. Между прочим, господин Кудо, региональный менеджер MC Electronics, участвовал в открытом первенстве МАИ на Воробьевых горах и был оценен тренером спортшколы как твердый перворазрядник.

Зарегистрировалось в базе данных RASC около 200 человек. В том числе бывшие члены сборной России, а также чемпион России по горным лыжам среди инвалидов. В основном, конечно, это любители от 18 до 40 лет. Никто, я думаю, не сомневается в том, что российский любитель - самый профессиональный любитель в мире.

Мировой контекст RASC приблизительно таков: www.goski.com собирает у себя ссылки на всю информацию, имеющую отношение к горным лыжам, - туристическую, снаряжение, видеофильмы, статьи. Сейчас число ссылок на серверы перевалило за 4000. Примерно тот же объем информации содержится на www.skicentral.com. Но полезные сведения в этом "наводнении" найти не так просто. В частности, довольно сложно работать с кириллицей. Попробуйте представить, как искать в Internet Катю Зайцингер (я не могу, Шиков - может). На большинстве американских серверов очень много локальной информации: на сервере в штате Юта можно узнать все о состоянии склонов в штате Юта, но не в Калифорнии. Зато там может быть подключена спай-камера, позволяющая "вживую" посмотреть, что делается на склоне: много ли там снега, велика ли очередь на подъемник. Много, конечно, серверов фирм - поставщиков горнолыжного оборудования. Но как покупать лыжи или ботинки по Сети? Их же надо помять, примерить, послушать, что друзья говорят.

Коммерческой деятельностью на RASC практически не занимаются. Есть раздел типа куплю/продам, но поскольку эта тема волнует и самих организаторов, решили денег ни с кого не брать. "Рука не поднимается," - сказал Дмитрий. Сергей же считает, что коммерческая деятельность в Internet вообще пока "не очень понятна". Либо нужны кредитные карточки, либо придется платить через банки и приносить расписки. Можно, скажем, расплачиваться через горнолыжный магазин "Кант" у метро "Нагорная", но в этом случае проще повесить в том же магазине объявление. Коммерческая деятельность возможна только как взаимодействие со спонсорами - с тем же "Кантом" или с турфирмами, считает Климов. Можно помещать на узле прайс-листы, чтобы как-то окупать издержки - плату за соединение, скажем.

"Кант" превратился из магазина-вагончика в двухэтажный шоп. Приобретя респектабельный вид, магазин заказал себе Web-страницы на RASC. Заказ был удовлетворен силами Дмитрия и Сергея. Сил у них много, видимо не вся энергия уходит на лыжи и лыжный сервер. Сергей был администратором всей сети МАИ, читал лекции по Oracle и Unix на курсах IBM; Дмитрий администрировал сети Unix и Novell, а сейчас разрабатывает коммерческий продукт, использующий Internet-технологии. Об их "нелыжной" деятельности, впрочем, мы отдельно сообщим в следующем году. В здоровом горнолыжном теле - здоровый юниксовый дух.