и заключив партнерские соглашения с такими гигантами компьютерной отрасли, как Cisco Systems и Compaq. Свою цель Intel видит в том, чтобы заказчики связывали с ее именем не только приобретаемые ими процессоры и наборы микросхем, но и концентраторы, коммутаторы и сетевые платы.

"Intel, решившая освоить новые высоты, самой перспективной сферой сочла сетевые устройства, - сказал Грег Лэнг, менеджер подразделения сетевых продуктов компании Intel. - Подразделение сетевых продуктов в Intel было образовано в 1990 году, но до последнего времени это направление деятельности не считалось стратегическим".

Некоторые отраслевые аналитики долго не воспринимали всерьез притязания Intel на рынок сетевых устройств. "Когда эта фирма начала сбивать цены на сетевые платы и концентраторы, мы подумали, что она взбудоражит рынок, а затем даст задний ход, - говорит Дуэйн Майерс, старший аналитик консультационной компании In-Stat. - Но стратегия приобретений, совершенных этой компанией, позволяет сделать вывод, что Intel намерена закрепиться на рынке сетевых устройств".

А вот мнение конкурентов Intel на рынке устройств для локальных сетей рабочих групп.

"Конечно, все, что делает Intel для настольных систем, очень важно, - сказал в недавнем интервью Джон Харт, старший вице-президент и технический директор компании 3Com. - Поэтому мы внимательно следим за ее действиями".

Вторжение Intel

Неожиданно Intel стала занозой для компаний 3Com и Bay Networks, которые претендуют на господство на рынке устройств для рабочих групп.

"Если вы поговорите с кем-нибудь из 3Com или Bay, то увидите, насколько хорошо они осведомлены о том, что происходит в Intel, - говорит Майерс. - Может, им и не стоит волноваться из-за Intel, ведь они намерены сосредоточить свои усилия на рынке устройств высшего класса сложности".

Подразделение сетевых продуктов Intel (его оборот в прошлом году составил 500 млн. долл.) устремлено исключительно на рынок устройств для рабочих групп; ему удалось серьезно пошатнуть позиции соперников.

Так, по сведениям In-Stat, во втором квартале текущего года Intel с долей 33,6 % оказалась на втором месте, пропустив вперед лишь 3Com (42,7 %) на рынке сетевых плат Fast Ethernet, и это при том, что всего за квартал до этого доля Intel составляла 29,3%, а 3Com - 50%.

В сфере производства концентраторов и коммутаторов Intel добилась более скромных успехов.

"Достижения Intel в сегменте сетевых плат очевидны, - считает Эсмеральда Силва, аналитик International Data Corp. - В области концентраторов и коммутаторов она, по всей видимости, играет во второй лиге".

Во втором квартале Intel "села на хвост" 3Com по продажам концентраторов Fast Ethernet, завоевав 11% этого рынка. По данным In-Stat, компания 3Com по-прежнему является абсолютным лидером в этой области, удерживая 40-процентную долю рынка. Но данные, полученные IDC, говорят о том, что Intel стала третьим по величине игроком в сегменте разделяемых сетей 100Base-T, отвоевав себе долю в 12%. Чемпионом же здесь является 3Com (33% объема), а за ней идет Asante Technologies с 13%. Доля Bay Networks составила 11%.

Продуктовая корзина

В связи с устройствами коммутации Intel до сих пор упоминалось довольно редко. Но ситуация может измениться, когда Intel пробьется на арену коммутаторов для локальных сетей.

В частности, следует обратить внимание на обходной маневр, который она предприняла, заключив ОЕМ-соглашение с компанией NBase Communications, касающееся производства коммутаторов Ethernet 10/100 Мбит/с, работающих на третьем уровне. Их поставки ведутся с начала второго квартала.

"Мы действительно только начинаем играть на поле коммутации третьего уровня, - говорит Лэнг. - До конца года планируем расширить функции маршрутизации в соответствующих моделях наших продуктов - в коммутаторах для сегментов сетей и для сетевых магистралей".

В этом году Intel приобрела фирму Case Technology, производящую коммутаторы и маршрутизаторы. Первые плоды этой сделки - включая новые модели коммутаторов - появятся к концу года. "Название этой фирмы мало кому известно, но она действительно достигла значительных успехов в разработке коммутаторов третьего уровня и Fast Ethernet, - говорит Сильва. - Но, поглотив компанию Case, Intel вряд ли остановится на этом. Я не удивлюсь, если компания захочет приобрести еще какого-нибудь производителя коммутаторов".

Intel продвинулась и в области маршрутизаторов, недавно модернизировав программное обеспечение для своих маршрутизаторов серии Express Router, которые позволяют заказчикам строить виртуальные частные сети через Internet.

"Мы действительно произвели сенсацию на небольшом рынке маршрутизаторов младшего класса, - говорит Лэнг. - До появления наших продуктов на рынке невозможно было найти что-то заслуживающее внимания в ценовом диапазоне до 5 тыс. долл. А наш продукт стоит меньше 1500 долл".

Intel сбивает сложившиеся в отрасли цены уже не первый раз.

Так, она "спровоцировала падение цен на сетевые платы 10/100 Мбит/с, снизив в феврале цены на свои устройства, - производители, дабы сохранить конкурентоспособность, были вынуждены последовать ее примеру, - сказала Майерс. - Та же ситуация повторилась с концентраторами, когда Intel снизила цены на 10/100 Мбит/с устройства до 100 долл. за порт".

Локальная сеть на материнской плате

Еще одна область деятельности Intel - интеграция всех элементов, необходимых для подключения ПК к локальной сети, в материнскую плату.

"Производители ПК хотят оснащать даже базовые конфигурации своих машин средствами организации сетевых соединений, - говорит Лэнг. - Фактически девять из десяти ведущих ОЕМ-производителей ПК уже продают машины, оснащенные технологией Ethernet в исполнении Intel".

По прогнозам Лэнга, в следующем году более половины сетевых соединений будет приходиться на ПК, в которых предустановлена сетевая плата, или, более того, функции поддержки локальных сетей интегрированы на материнской плате.

В отличие от некоторых своих конкурентов, выбравших на "лестнице" сетевого рынка участок от рабочих групп к заказчикам масштаба предприятий, Intel стартовала с уровня рабочих групп и направилась "вниз" - к рынку небольшого/домашнего офиса (SOHO).

"Ради этого мы недавно купили компанию Dayna Communications, - говорит Лэнг. - Нас интересуют выпускаемые этой компанией продукты семейства NetCenter - допускающие подключение в режиме plug-and-play коммутаторы, концентраторы и маршрутизаторы, специально предназначенные для рынка SOHO".

"У Intel прекрасная репутация, узнаваемое во всем мире имя. Теперь эта компания рассчитывает стать основным игроком на рынке сетевых устройств, и особенно в сегменте устройств начального уровня, - говорит Сильва. - Этот рынок ориентируется на торговые марки, и имя Intel для них узнаваемо в той же степени, что и Coca-Cola".

Действительно, Intel может вызвать большой интерес покупателей, поэтому отраслевые аналитики очень внимательно следят за ее деятельностью.


Intel выходит на рынок устройств для локальных сетей

Это был большой "сетевой" год для Intel. Приводим список основных приобретений и партнерских соглашений Intel в 1997 году, упрочивших ее позиции на рынке устройств для локальных сетей рабочих групп

Январь

Объявлено о покупке за 72 млн. долл. компании Case Technology, производящей коммутаторы и маршрутизаторы.

Уплачено 52 млн. долл. за 12-процентный пакет акций компании Xircom, производящей коммуникационные средства для мобильных устройств.

Объявлено о заключении ОЕМ-соглашения с компанией NBase на производство коммутаторов Ethernet 10/100 Мбит/с.

Апрель

Партнерское соглашение с Cisco Systems, касающееся технологии Gigabit Ethernet.

Сентябрь

Приобретение компании Dyana Communications, производящей сетевые устройства длдя небольших фирм (сумма не оглашалась).

Заключено партнерское соглашение с Compaq о совместных разработках и продвижении на рынок устройств Gigabit Ethernet, xDSL и сервера удаленного доступа.


Эрик Бенамью: "Intel - наш единственный конкурент в области сетевых плат"

В интеpвью, котоpое главный редактор еженедельника Network World Джон Галлант взял у главы 3Com во вpемя выставки NetWorld+Interop'97, обсуждался расклад сил на фронтах конкурентной борьбы сетевой индустpии. Когда pечь зашла о сопеpничестве с Intel, Эpик Бенамью, естественно, был бескомпpомисен.

А Intel? Что нужно, чтобы Intel не перехватила ваш основной бизнес - производство сетевых плат?

Дело в том, что есть фундаментальное архитектурное различие между процессорной подсистемой и подсистемой связи. Требуются совершенно непохожие инженерные навыки. Поразительно, как такая богатая компания, как Intel, упорно пытается проложить себе деньгами путь на этот рынок - то покупая компании, то проводя расточительные рекламные акции, то агрессивно снижая цены. И квартал за кварталом она неизменно уступает в борьбе с нами.

- Network World, США

Сетевые продукты Intel в России

В нашей стране, как и во всех других регионах мира, Intel рассматривается как компания, специализирующаяся в области разработки и производства электронных компонентов и компьютерных платформ. Однако объектом все более пристального внимания Intel становятся сетевые устройства. По сообщению IDG News Service, активизируя деятельность в различных сегментах рынка, корпорация создала в конце 1997 года четыре новые группы. Одна из них - Small Business and Networking Group, возглавляемая исполнительным вице-президентом Френком Гиллом. В сферу ее деятельности входят сетевое оборудование; ПО сетевого управления; средства бизнес-коммуникаций, включая ProShare; продукты для реселлеров и организация каналов сбыта; операции поддержки служб Internet.

Для оценки положения Intel на сетевом рынке России редакция Computerworld Россия cвязалась с представительством корпорации в Москве и некоторыми ее бизнес-партнерами.

Специалист по техническому маркетингу московского офиса Intel Владимир Слинько считает, что, поскольку корпорация производит не только компоненты элементной базы компьютеров, но также микроконтроллеры и модули флэш-памяти для устройств самых различных типов, выпуск микросхем для сетевых адаптеров - логическое продолжение данного вида деятельности. Те же самые микросхемы устанавливаются и в портах высокоскоростных концентраторов (10/100 Мбит/с). Недавно выпущенные интегрированные контроллеры i82558 позволили создать однокристальные сетевые адаптеры, минимально загружающие центральные процессоры ПК. Именно такие микросхемы наиболее удобны для встраивания в системные платы.

На российском рынке Intel, наряду с адаптерами и концентраторами, предлагает также коммутаторы, маршрутизаторы, серверы печати, средства сетевого управления и системы для персональных видеоконференций.

По словам Слинько, российские бизнес-партнеры компании создают на основе оборудования фирмы сети из нескольких сотен ПК. "Продукция Intel, - продолжил он, - отвечает требованиям промышленных стандартов, что позволяет применять ее совместно с аппаратурой других производителей. Однако заказчики часто хотят иметь дело с одним поставщиком, чтобы быть уверенными в совместимости используемых продуктов. Поэтому Intel, расширяя номенклатуру изделий, приобретает разработки других фирм или покупает компании и их технологии. Наша стратегия - выпуск не всех типов сетевых устройств, а лучших в своем классе продуктов".

По данным корпорации, в 1995 году Intel принадлежало около 40% мирового рынка сетевых плат с быстродействием 100 Мбит/с, а в 1996-м на первое место вышла 3Com, оторвавшаяся от преследователя приблизительно на 5% (возможно, за счет традиционной приверженности потребителей сетевой продукции этой компании). Оборот корпорации Intel в 1996 году превысил 16 млрд. долл., 500 млн. из которых пришлись на сетевые продукты. Аналогичное соотношение сложилось и в России, хотя экономические показатели существенно ниже: оборот 1996 года - более 200 млн., в 1997 году преодолен рубеж в 300 млн.

Представители московского офиса Intel называют платы наиболее успешно продаваемыми сетевыми продуктами, а бестселлер среди них, несомненно, EtherExpress PRO/100B. За ними идут концентраторы, хотя их портов продается меньше, чем плат. Одна из причин такого положения - отсутствие устройств Intel с быстродействием 10 Мбит/с. По количеству поставок лидируют 100-Мбит/с Express Standalone Hub, как наиболее удобные для небольших сетей рабочих групп. Следующая позиция - серверы печати, в частности Intel NetportExpress Pro/100. Затем - коммутаторы и ПО. По американским и европейским оценкам, Intel - ведущий производи-

тель средств управления компьютерами. Компания выпускает не только "интеллектуальные" микросхемы, способные предоставлять данные о своем состоянии, а также и входящие в семейство продуктов Intel LANDesk пакеты ПО для диагностики компонентов ПК и серверов. В России же "продвинутые" пользователи пытаются все делать самостоятельно или нанимают специалистов с относительно невысокой зарплатой, обеспечивающих работоспособность серверов, причем не хуже, чем с использованием программ серии LANDesk.

Говоря о позиционировании сетевой продукции Intel, Слинько отметил, что изделия корпорации дополняют устройства Bay, Cabletron и Cisco, в то время как основные конкуренты в США и Европе - компании 3Com и SMC.

Российские потребители значительно чувствительнее западных к стоимости приобретаемого оборудования. Поэтому, хотя в нашей стране в ценовом и функциональном отношении продукты Intel и 3Com остаются ближайшими конкурентами, часть рынка приходится на долю таких компаний, как Compex и D-Link.

С этим согласны сетевые бизнес-партнеры Intel, среди которых в России и других странах СНГ насчитывается около 20 дистрибьюторов, четыре производителя компьютеров и сервисные центры на базе компаний "АйТи" (Москва) и "Квазар-Микро" (Киев).

По сведениям фирм-дистрибьюторов RSI и "Марвел", наиболее популярные продукты Intel - сетевые адаптеры. Спрос на модификации 10/100-Мбит/с увеличивается. Руководство "Марвела" считает, что в связи с расширением номенклатуры сетевых устройств и улучшением соотношения их цены и качества, продукты Intel смогут захватить большую долю российского сетевого рынка.

Представители "Виста" рассматривают развитие линии сетевых продуктов в качестве нового стратегического направления деятельности Intel. Они отметили не только рост поставок плат, устанавливаемых в ПК и серверы, но также увеличение объемов продаж концентраторов, коммутаторов и маршрутизаторов.

Специалисты "АйТи" менее оптимистичны. Они считают, что, несмотря на выпуск Intel ряда очень удачных моделей сетевого оборудования - плат, концентраторов и коммутаторов, у партнеров корпорации возникают проблемы, связанные с неожиданной для них сменой серий продуктов. "АйТи", первый российский системный интегратор, в течение ряда лет успешно применявший в своих проектах сетевое оборудование Intel, попала в затруднительное положение, когда корпорацией были проданы права на производство факс-модемных плат Intel SatisFAXion и прекращен выпуск архивационных серверов Intel StorageExpress. Возможно, такая "непредсказуемость" опять-таки связана с тем, что производство сетевого оборудования и по сей день составляет лишь небольшую долю оборота Intel.

- Алексей Чернобровцев,

Computerworld Россия