Internet стала идеальным средством распространения информации и понемногу превращается в место ведения бизнеса. Образовательные учреждения, в свою очередь, благодаря Сети смогли освоить новую форму обучения.

Частный университет "Новая Спарта" (UNE), находящийся в Каракасе (Венесуэла), использует Internet в качестве основы для новой программы обучения аспирантов.

Выпускникам "виртуальной аспирантуры" присваивается одна из двух ученых степеней: "специалист по технологиям управления" или "магистр технологического управления". Получить эти ученые степени можно только окончив UNE. Студенты общаются с преподавателями с помощью электронной почты, видеоконференций, chat-сессий и WWW.

"Нам говорили, что у нас ничего не выйдет, что это безумная идея. Но, на мой взгляд, пришла пора ломать стереотипы и брать на вооружение новые идеи", - говорит Вильям Нусес, директор по обучению аспирантов в "Hовой Спарте".

И действительно, до настоящего времени проекту сопутствовал успех. Обучение по виртуальным программам началось в январе нынешнего года; сейчас как раз середина второго семестра.

По первой программе обучаются семеро студентов, по второй - 15.

Первая программа обучения включает десять курсов, которые можно окончить за два семестра; в магистерскую программу входит 20 курсов, занимает она четыре семестра. Обе программы ориентированы на профессионалов в любой области, желающих расширить свои знания в сфере информационных технологий, электроники, компьютерных сетей и английского языка.

С помощью Internet свою квалификацию оказываются в состоянии повысить люди, которые в силу тех или иных обстоятельств не могут посещать обычные курсы еженедельно в установленное время.

Ингмар Рамирес, президент компании Importaciones Aldevaran, как раз проходит обучение по магистерской программе.

"Я давно хотел поступить в аспирантуру, но работа не позволяла мне вернуться к учебе", - говорит он.

Как отмечают аналитики, о преимуществах Internet начинают задумываться и другие образовательные учреждения.

"Университеты могут и будут с успехом использовать "виртуальную" среду для расширения своей системы преподавания, - сказала Мелисса Бэйн, старший аналитик Yankee Group. - Люди с высшим образованием, отдающие большую часть свободного времени работе или не имеющие возможности заплатить за посещение обычных курсов, обычно более ответственно подходят к учебе".

"Система дистанционного обучения незаменима в случаях, когда работнику требуется повысить квалификацию, но систему можно задействовать и для получения начального и среднего образования в малонаселенных и труднодоступных районах, - отметил Дональд Депальма, старший аналитик Forrester Research. - Виртуальные университеты в Internet помогут людям продолжить свое образование, не принося в жертву работу".

Руководство "Hовой Спарты" быстро осознало и другие преимущества дистанционного обучения.

Во-первых, университету не пришлось вкладывать деньги в строительство новых аудиторий и их оборудование - студентам и так доступны все существующие ресурсы университета.

Во-вторых, преподавательский состав и студентов для обучения по новой программе можно набирать не только за пределами Каракаса, но даже вне Венесуэлы. В частности, по виртуальной программе обучаются студенты из Швеции и Австралии; с другой стороны, кое-кто из профессоров совмещает чтение "виртуальных" лекций с вполне реальным преподаванием в Гарварде, Лондонской школе экономики и в Джорджтаунском университете.

"Общение между людьми, которых порой разделяют океаны, приносит пользу всем, кто участвует в процессе обучения", - говорит Даниел Кампос, преподаватель Университета Консепсьон (Чили). Кампос читает курс "Аппаратное и программное обеспечение", входящий в магистерскую программу университета "Hовая Спарта".

Однако виртуальное преподавание имеет и свои оборотные стороны. Например, как отметил Кампос, при дистанционном обучении вряд ли можно полагаться на результаты экзаменов.

Кроме того, "преимущества непосредственного общения студентов и преподавателей трудно переоценить. К сожалению, даже видеоконференции не решают эту проблему".