Компания Giga Information Group провела собственное исследование, основанное на изучении потребностей своих клиентов и анализе наиболее часто задаваемых ими вопросов.

Одно из первых мест в нашем списке занимает сеть Internet, которая в настоящее время представляет собой самый крупный источник информации в мире. Серьезным препятствием к максимально эффективному использованию Сети до сих пор остается отсутствие необходимых знаний, без которых пользователь не в состоянии получить доступ к нужным ресурсам, в результате чего роль информационной системы значительно снижается. Возрастающая мощь наиболее популярных продуктов и непрерывное появление новых, менее распространенных программ приводят к вытеснению с рынка некоторых старых систем, что заставляет пользователей искать новые архитектуры и интегрированные решения. Такая ситуация способствует укреплению позиций крупных производителей, при этом разработка информационных систем внутри корпорации становится невыгодной.

Приближение 2000 года и перспектива появления новой европейской денежной единицы также вносит свои, хотя и незначительные коррективы. Оснастить президентскую администрацию самыми последними информационными технологиями, конечно, очень важно, но сможет ли президент воспользоваться этими средствами? На первый план сегодня выходит эффективное управление знаниями.

Управление знаниями решает все

Если пользователи обладают достаточными навыками и опытом, в корпорации имеются все предпосылки для внедрения систем управления знаниями. Сегодня практически каждый руководитель испытывает информационный голод. Поэтому на предприятиях появляются специальные структуры управления знаниями. В качестве примера можно привести учреждение должности главного распорядителя знаний; расширение спектра задач, связанных с управлением знаниями, а также дальнейшее развитие хранилищ данных, позволяющих более эффективно использовать находящуюся в них информацию. Уже сейчас активно применяются различные компоненты управления знаниями, такие как ПО поддержки коллективной работы, электронная почта, подсистемы поиска и телеконференции. Распространение сетей intranet заставляет шире внедрять интерактивные приложения, предназначенные для поддержки систем управления знаниями.

Пройдет немного времени, и без использования эффективных средств управления знаниями уже нельзя будет обойтись. Однако некоторые специалисты высказывают серьезные опасения, основанные на том, что физические возможности, связанные с восприятием, у человека весьма ограниченны и не позволят ему справиться с экспоненциальным ростом объемов информации, циркулирующей в компьютерных сетях. Избыток информации приводит к перегрузкам, истощению нервной энергии и стрессам. В то же время информационное изобилие очень выгодно поставщикам различного рода услуг. Оно позволяет выпускать специализированные журналы, создавать информационные каналы, хранилища данных и знаний, предлагать новые услуги. Безусловно, все это приводит к появлению все новых информационных потоков. Конфликты между узкими специалистами, отстаивающими свои интересы, по большей части лишь раздражают пользователей. Еще хуже то, что нередко сегодня встречается недостоверная информация, дезориентирующая клиентов; публикуемые результаты исследований выглядят подчас весьма подозрительно (в том числе и те, которые поступают из традиционно надежных источников).

Область применения конкретных систем управления знаниями зависит от используемой технологии. В программное обеспечение встраиваются очень сложные механизмы выборки, которые добавляют к существующим сегодня стандартам процедуры "уточнения" и "повторного вызова". Попытки избежать информационного перенасыщения приводят к появлению не только новых поисковых систем, но и других приложений. При добавлении функций администрирования, реализующих подсистемы прав доступа и безопасности, мы приходим к концепции "сервера знаний". Организации, эффективно применяющие современные технологии, можно считать пользователями системы "электронных знаний". Под электронными знаниями понимается приложение или технология, задачами которой являются создание, классификация, синтез, анализ, хранение, выборка и отображение конкретных знаний.

Существующие сегодня электронные средства обработки знаний не в состоянии выполнить все возложенные на них задачи. Пользователям нужно сертифицировать и классифицировать источники информации, учитывать выводы, полученные в результате анализа, и выдавать конкретные рекомендации (примерно таким образом работают сегодня службы технической поддержки). Должна быть обеспечена связь с объединениями, работающими в той же сфере, а также возможность обращения к экспертам.

Ценность системы

Знания всегда имеют определенную стоимость вне зависимости от того, покупаются они у другой коммерческой структуры или распространяются внутри корпорации. И сегодня немаловажным аргументом в пользу той или иной системы управления знаниями становится оптимизация расходов. Различие между информацией и знаниями предполагает разную оценку их стоимости. Поскольку знания непосредственно влияют на принятие решения, их ценность должна быть выше. Таким образом, если какой-либо набор информации претендует на роль "знаний", необходимо оценить его важность. Обычно такие оценки делаются на основании переговоров между поставщиком и потребителем. Точно так же, как и в индустрии аппаратных средств, цены на данном рынке меняются с течением времени. В случае снижения цен на определенные знания спрос на них возрастает и совокупный оборот увеличивается. В итоге в выигрыше оказываются как покупатель, так и продавец.

По крайней мере теоретически все должно быть именно так. Сегодня, когда фактически никто не берется определить, насколько в действительности полезен тот или иной продукт, цены на знания с течением времени могут не снижаться, а, наоборот, возрастать. Возможно, организации, для которых стоимость продукта является основным параметром, сможет утешить тот факт, что цены на новые знания, распространяемые через Internet, продолжают падать.


Гидеон Гартнер - основатель и президент компании Giga Information Group