, с 21 по 25 января 1998 года в пятый раз развернувшую свою экспозицию, требовалось приложить определенные усилия.

"Бухучет и аудит" - самая крупная среди российских выставок, посвященных бухгалтерии. Последние два-три года число участвующих в ней компаний колеблется от 130 до 140. В 1998 году 60% составляли фирмы, связанные с программным бизнесом (разработчики, настройщики, продавцы), 33% - аудиторские компании.

Доля разработчиков в последние годы стабилизировалась на отметке 60%, а доля аудиторов неуклонно уменьшается - с 42% в 1995 году она упала до 33% в 1998-м. По словам директора департамента методологии учета Международного консультативно-правового центра налогообложения Эльвиры Быковой, они не получили от выставки ожидаемого эффекта. Хотя выставка дает возможность живого общения аудитора с клиентом. При нынешнем количестве компаний, предоставляющих аудиторские услуги, клиенту очень сложно сделать выбор на основании рекламного объявления. Бесплатные консультации, которые центр проводил во время "Бухучета", были удачной альтернативой такой рекламе.

В то же время, по наблюдениям представителей компании "Парус", в 1998 году посетители выставки реже интересуются аудиторскими услугами.

Региональные компании редко выставляются в Москве, что связано с большими финансовыми затратами, необходимыми для вхождения на столичный рынок.

По словам представителя Центра исследования экономических систем "Бизнес-Программы-Сервис" Николая Комлева, активнее других за московский рынок борется санкт-петербургская фирма "Компас".

Данная выставка никогда не была чересчур многолюдной, и число ее посетителей уменьшается с каждом годом. Однако участники выставки единодушно отметили, что на "Бухучете '98" практически не было охотников за сувенирами и других праздных наблюдателей, несмотря на то, что билеты можно было купить с рук около входа, а работающий на втором этаже торговый зал позволял при наличии определенной смекалки проходить без каких-либо билетов. Объясняют это тем, что организаторы - ЗАО "Экспосервис" - на этот раз размещали рекламу в специализированных изданиях.

Гости, по наблюдениям стендистов, стали более искушенными, несмотря на то, что, по данным Центра "Бизнес-Программы-Сервис", доля бухгалтеров и экономистов среди посетителей выставки уменьшилась на 10% (до 48%), а доля управленцев среднего звена почти удвоилась (до 24%). Наиболее активно выставку посещали работники небольших по численности предприятий (10-50 человек) -42% всех посетителей - и компаний с численностью персонала до 10 человек - 23%.

Если в 1995 году представители регионов составляли четверть всех посетителей выставки, то к 1997 году их доля упала до 11,5%. На прошедшем "Бухучете и аудите" исследовательский центр "Бизнес-Программы-Сервис" отметил возвращение интереса немосковских гостей к этому мероприятию. Доля региональных посетителей выросла до 13%.

Повысился и профессионализм разработчиков. Период, когда лавинообразный рост массового спроса позволял демонстрировать на выставке явно "сырые" продукты, прошел. Фирмы остерегаются выставлять программу, которая может неожиданно дать сбой.

Тенденция последних лет - перевод программ в среду Windows. Из опрошенных Центром "Бизнес-Программы-Сервис" посетителей в операционной системе Windows предпочитают работать 97% (правда, 22% готовы работать в DOS). По словам Комлева, этот процесс занимает 2-3 года и выход Windows-версии воспринимается фирмой как большая победа. Среди новинок для операционной системы Windows, показанных на выставке, можно выделить "Парус под Windows" фирмы "Парус" (в коммерческой продаже, кстати, ее пока нет) и новые модули к системе комплексной автоматизации корпораций "Парус 97" - "Консолидация учета" и "Обработка АВИЗО".

DOS-версия cвоей популярной торговой системы "Аспект" компании "ИСТ", заслужившей признание как Windows-система для автоматизации торговли, предназначена для пользователей маломощных компьютеров (которых еще достаточно много). "1С" тоже признает, что простые дешевые продукты пользуются спросом. Например, "1С: Платежные документы" стоимостью 11 долл. спрашивают компании, которые ведут учет вручную и используют компьютер только для печати платежек.

Среди других программ, для которых выставка послужила сигналом к началу коммерческих продаж, - "1С: Бухгалтерия 7.5" (компания "1С"), бета-версия "Галактики" ("Галактика") для среды Oracle, продажи которой начнутся с 1 марта 1998 года, и RS-Balance 2.53 (R-Style Software Lab.), поступившая на рынок 1 февраля.

По словам Комлева, с конца 1996 года в России начал зарождаться спрос на системы управления. Но для их создания необходимо несколько лет упорного труда и большой опыт работы с крупными коммерческими структурами. Поэтому 1997 год он назвал "годом расцвета разговоров об управлении". На выставке системы этого типа демонстрировали российские поставщики ПО ("АйТи", "Галактика", "Остин") и зарубежные фирмы - SAP, Columbus, Baan, в сентябре 1997 года открывшая свое представительство в России и успевшая с тех пор поучаствовать в двух выставках - "Управление'97" и "Бухучет и аудит".

Спектр потенциальных клиентов корпоративных систем "Галактика" и "Босс" ("АйТи") в России пересекается с возможными пользователями R/3 (SAP), хотя эти два класса систем пока несопоставимы. По замечанию Комлева, большая часть бизнес-схем, заложенных в R/3, по субъективным или объективным причинам в России не используется. Поэтому наибольшее количество инсталляций этой системы происходит на совместных предприятиях, в филиалах компаний, работающих с R/3 в глобальном масштабе, а также в организациях, где того требуют иностранные инвесторы.

SAP второй год выставляется на "Бухучете". По словам директора по маркетингу российского представительства SAP Детлефа Леманна, участие в выставке 1997 года было исключительно удачным и компания решила развивать этот успех. Ежедневно проводилось по несколько семинаров, на которых представители SAP постарались объяснить место бухгалтерского модуля в интегрированной системе.

Параллельно с системами управления спрос и предложение растут и в области консалтинга. На выставке консалтинговые услуги предлагала каждая третья фирма (41%). Здесь можно выделить консалтинг, примыкающий к аудиторским услугам и почти от них не отличающийся (постановка бухучета, консультации по различным видам законодательства, восстановление бухучета, юридическая экспертиза хозяйственных договоров и т. д.); консалтинг в области информационных технологий и бизнес-консалтинг (менеджмент, реинжиниринг и т. д.). Компании больше не специализируются на конкретном виде бизнеса: поставщики крупных систем предлагают услуги в области бизнес-консалтинга, а аудиторы и бизнес-консультанты оказывают помощь в области информационных технологий.

Комлев назвал постоянное использование слова "консалтинг" в рекламе компаний веянием моды. В предложениях по бизнес-консалтингу, представленных на выставке, особенно сложно оценить серьезность и квалифицированность предлагающей услуги фирмы.

Среди консалтинговых компаний есть фирмы, которые поставляют на рынок инструментальные средства, преимущественно западного производства, позволяющие формализовать модель работы фирмы (Design/IDEF от Meta Software), проводить анализ себестоимости и учет затрат (Easy ABC plus от ABS Technologies), управлять бизнес-процессами (Staffware от Staffware). Однако таких компаний, давно и последовательно занимающихся этим сектором рынка, немного - "ИКТ", "Метатехнология".


Что по силам "Суперменеджеру"

В ходе выставки "Бухучет и аудит 98" состоялась пресс-конференция компании "Ланкс", специализирующейся на ПО автоматизации финансовых и управленческих служб. Была представлена новая версия программного комплекса "Суперменеджер 7.5". Комплекс, имеющий архитектуру клиент-сервер и ориентированный на платформы Windows 95 и NT, обладает модульной структурой. В числе основных модулей - "Склад - торговый дом", "Управление персоналом", "Бюджетирование и финансовое планирование", "Анализ хозяйственной деятельности", "МЛМ". Последний из названных модулей руководители компании считают уникальным - он ориентирован на предприятия, осуществляющие торговлю через сеть консультантов и представителей, используя методы многоуровневого маркетинга. Наиболее известный пример сбытовой сети такого рода - "Гербалайф". Эффективность подобных схем хорошо известна, однако им свойственны весьма громоздкие расчеты, трудно доступные распространенным системам бухгалтерского учета. Модуль "МЛМ" автоматизирует оборот многоуровневой сбытовой сети.


Центр исследования экономических систем "Бизнес-Программы-Сервис" провел анкетирование посетителей выставки. После обработки ответов московских бухгалтеров и экономистов (200 анкет, около 40% всех опросных листов) из них были извлечены следующие данные:

62% компаний используют те или иные финансово-экономические программы. Наиболее популярны продукты компаний

"1С" - 32%,
"Информатик"(Инфобухгалтер) - 13%,
"Интеллект-Сервис" (БЭСТ) - 10%,
"ДИЦ"(Турбобухгалтер) - 8%,
"Инфин - 8%,
"Парус" - 6,5%
АВЭР (Финэко) - 3%.

44% компаний используют правовые базы данных. Чаще всего это

"Консультант" - 64%,
"Гарант" - 27%
"Кодекс" - 4,5%.