Партнерство Microsoft - "Вист" началось достаточно давно - с соглашения о предустановке MS-DOS (1994 год) на отдельные партии компьютеров "Вист". Затем последовал договор об оснащении каждого ПК компании операционной системой Windows 95 и "легким" пакетом MS Works. В 1997 году было заключено соглашение на ОС NT Server, а 23 января 1998 года - на Word и Excel 97.
Заключению договора предшествовал пилотный проект 1997 года "Microsoft Office за 99 долл. вместе с ПК "Вист", с помощью которого партнеры пытались определить реакцию пользователя на появление подобных "связок".
А Microsoft, кроме того, проверяла, насколько четко выполняется правило о поставке ОЕМ-версии программ исключительно с новым компьютером. Руководители представительства признали, что в "Висте" налажен весьма строгий контроль за деятельностью канала, и ОЕМ-программы не "перетекают" в розничные магазины.
В результате с 5 февраля "Вист" начнет формирование линеек офисных компьютеров, оснащаемых продуктами Microsoft Word 97, Microsoft Excel 97, мышью IntelliMouse, а также Microsoft Internet Explorer 4.0 и Microsoft Outlook Express.
Включение IE в поставку производится бесплатно и отдается на усмотрение ОЕМ-партнера. "Вист" от браузера не отказывается, тем более что при покупке ПК компании пользователю предоставляются четыре часа бесплатной работы в Internet.
Помимо продуктов Microsoft, на такие компьютеры предполагается устанавливать антивирусный пакет фирмы "Диалог-Наука" и два продукта компании "Арсеналъ" - облегченная версия "Сократа" и DISCo Commander.
На вопрос, будут ли компьютеры, "нагруженные" офисными продуктами, дороже своих нынешних аналогов, руководитель отдела программного обеспечения и сетевых решений компании "Вист" Александр Казанский дал уклончивый ответ: "Посмотрим".
В стандартную поставку компьютеров "Вист" не вошли такие составляющие MS Office, как PowerPoint и Microsoft Outlook. Последний заменен усеченной версией Outlook Express. Работа с ним не требует лицензирования Microsoft Exchange.
Наличие программы подготовки презентаций PowerPoint более актуально для пользователей, работающих с ПК-блокнотами. В дальнейшем, возможно, будет поставлен вопрос о его включении в стандартную поставку для этого класса компьютеров.
Для "Вист" подобное соглашение с Microsoft - очередное мероприятие в рамках программы по созданию моделей компьютеров, ориентированных на нужды конкретного сектора рынка. Корпоративный рынок - отдельно, домашние модели - отдельно. Подобранное соответствующим образом ПО способствует размежеванию.
"Офисные" компьютеры предназначены для небольших компаний с численностью персонала порядка 50 человек. Важное, с точки зрения "Вист" и Microsoft, отличие таких компаний состоит в отсутствии менеджера по информационным технологиям и принятии решения о покупке ПО на основании пожеланий отдельных сотрудников. B Microsoft больше всего обеспокоены тем, что, выбирая ПО, "врио ИТ-менеджера" отправляется не в магазин, не к реселлеру продуктов Microsoft, а на Митинский рынок. Предустановленные программы, по словам генерального директора представительства Microsoft Ольги Дергуновой, "нельзя украсть". За это их и любит Microsoft. В 1997 финансовом году 29% оборота АО Microsoft проходило по ОЕМ-каналам.
С другой стороны, партнерство "Вист" - Microsoft в области деловых программ ударяет по интересам российских производителей офисных продуктов, для которых становится недоступным значительный сектор рынка.
Весьма, кстати, значительный. В 1997 году компанией проданы (по собственным данным "Виста") 350 тыс. ПК, что составляет около 20% российского рынка. Microsoft Word и Excel будут устанавливаться на компьютеры, предназначенные для деловых людей (в первую очередь серии 1000 и 3000 МТ, сетевые компьютеры и ПК-блокноты). Это, по оценкам Казанского, от трети до половины всех продаваемых компанией машин.
Сравнительно недавно, на ежегодной конференции BSA в России Дергунова заявила, что "на рынке имеются более дешевые аналоги продукции Microsoft, произведенные в России". Так что те, кому Office кажется слишком дорогим (или кто не считает нужным платить за полнофункциональный продукт, от которого реально востребует 10-15% всех возможностей), могут купить их. Теперь многие не захотят, так как цена компьютера с офисными программами Microsoft или без оных (последнее слово должно все-таки оставаться за пользователем) окажется одинаковой. Вот если бы у "Виста" имелось две линии офисных машин с разной ценой - одна с предустановленными продуктами Microsoft, а другая, например, с "Русским офисом". - тогда можно было бы подумать, кому нужна "полная функциональность", а кому - нет.