Мораторий предприятий на новые разработки в области информационных технологий в этом году окажется в центре внимания. Если ваша организация еще не поддержала эту инициативу, вероятно, ей придется это сделать.

Почему? Все дело в проблеме 2000 года - ведь время, как известно, не ждет. Многие откладывают ее решение в долгий ящик, ступая таким образом на скользкую дорожку: когда вы спохватитесь, может быть уже поздно. В сентябре мораторий объявил губернатор Нью-Йорка, в ноябре к нему примкнул губернатор Калифорнии. Еще раньше, в июне, с подобной инициативой выступил министр Военно-воздушных сил США; в настоящее время мораторий распространяется на все Министерство обороны, а также на многие другие государственные учреждения. Более того, проанализировав объявленные на 1998 год бюджеты, можно сделать вывод, что частный сектор экономики также не останется в стороне от этой инициативы.

Прошедший год ознаменовался несколькими отдельными случаями объявления моратория. Вероятно, сделав необходимые вычисления, руководители ведущих компаний пришли к выводу, что за оставшееся до Большого Дня время им хватит средств на решение только одной проблемы - вы, конечно, догадываетесь какой. Для большинства организаций сигнал тревоги прозвучал в период подготовки бюджета, то есть поздней осенью или в начале зимы. В конце 1996 года, когда шла подготовка бюджета на 1997 год, до начала нового тысячелетия было еще далеко. Зачем делать сегодня то, что можно отложить на завтра? Однако повторяю, такой путь опасен.

Конечно, нельзя забывать о работе по обслуживанию систем, иначе предприятие просто-напросто очень скоро остановится. Кроме того, в определенных ситуациях внедрение новых разработок просто необходимо, в частности, когда принимаются новые законодательные акты. Однако в тех случаях, когда с нововведениями можно повременить, двух мнений быть не может: на первом месте должна стоять подготовка к 2000 году.

Едва ли последний тезис будет пользоваться большой популярностью. Позволю себе предположить, что среди самых яростных его противников окажутся подразделения конечных пользователей, находящиеся на полуавтономном положении; последние пойдут на все, вплоть до невыполнения ряда пунктов намеченной руководством программы. В 2000 году вопрос будет стоять достаточно жестко - или пан, или пропал, поэтому основная задача президентов и советов директоров компаний - обеспечить выполнение моратория как одного из условий выживания.

Итак, какие проекты придется отложить или отказаться от них совсем? Для многих компаний мораторий будет означать временный отказ от установки Windows NT. Кому-то придется подождать с Windows 98 (будем надеяться, что Microsoft все-таки выпустит ее в 1998 году) и, возможно, с Office 98. Увы, о реализации множества проектов, связанных с Java-Internet-Web, также придется подумать несколько позже. Помимо этого, руководство компаний вынуждено будет отсрочить обновление аппаратного и программного обеспечения ПК; некоторым интеллектуалам, увы, ничего не останется, как отказаться от новых машин Pentium II.

Помимо моратория на разработку новых приложений, в этом году предприятиям придется взять на себя некоторые другие обязательства, в частности, речь идет об отказе от замены унаследованных систем новыми доморощенными приложениями или большими, сложными пакетами других компаний (например, SAP AG, PeopleSoft или Baan). И тот и другой варианты были приемлемы в 1995-1997 годах, когда о проблеме 2000 года только начинали говорить. К сожалению, этот шанс уже упущен. Крупной организации требуется по меньшей мере два-три года на установку, настройку и ввод в эксплуатацию приобретенной системы. Никто не даст гарантии, что работы будут завершены в оставшиеся сроки.

Так, готовить проект замены стареньких мэйнфреймов на систему, основанную на Web или использующую архитектуру клиент-сервер, имело смысл в 1995 или 1996 году. Печальный опыт большинства организаций свидетельствует о том, что затевать подобное мероприятие в нынешних условиях крайне рискованно. Здравомыслящему менеджеру ничего не остается, как объявить еще один мораторий. Что же касается передовых предприятий, в 1997-м они одновременно начали работы по модификации старых систем и подготовку их замены. Возможно, в отдельных случаях этот подход остается действенным и сейчас, однако большинству компаний такое, увы, не под силу.


Иордон возглавляет консультативную службу Y2K Cutter Consortium (www.cutter.com/consortium). В соавторстве с дочерью Дженнифер он выпустил книгу Time Bomb ("Временная бомба 2000", Prentice Hall, 1998), в которой описываются стоящие перед обществом проблемы, связанные с приходом 2000 года. Его электронный адрес: ed@yourdon.com.

Мораторий - реальность, от которой никуда не денешься. Как ни печально, он объявлен слишком поздно, в условиях полной экономической несогласованности. В Европе и Азии необходимость этого шага будет осознана только в следующем году. Эта инициатива не решает проблему 2000 года в отношении цепочки поставщиков, которая для многих организаций состоит из 1000-3000 различных компаний. Мораторий, безусловно, в чем-то поможет вам, однако, когда настанет Большой День, "на плаву" окажется лишь тот, кто учел все возможные сценарии развития событий.