Война браузеров World Wide Web возобновилась после объявления Netscape Communications о намерении бесплатно предлагать программное обеспечение для приложений Navigator и Communicator.

Netscape планирует предложить версии 4.0 обоих программных пакетов и бесплатную лицензию на исходный текст Netcape Communicator на Internet в рамках своей стратегии, направленной на компенсацию падения оборота компании. У аналитиков подобное решение вызвало определенное недоумение.

"До этого заявления я предполагала приобрести Netscape, а сейчас я отказалась от такой мысли, - сказала Кати Хейл, аналитик Dataquest, подразделения Gartner Group. - Предложить исходный текст - действительно нетривиальный шаг".

Президент и исполнительный директор Netscape Джим Барксдейл и исполнительный президент по продажам и маркетингу Майк Хомер, отвечавшие на вопросы журналистов во время получасовой телеконференции, уверены, что бесплатное предоставление Communicator разработчикам Web с неограниченным числом копий Communicator Professional Edition приведет к росту числа усовершенствований продуктов и не спровоцирует появления многочисленных конкурирующих браузеров. Более того, лицензионные соглашения, анонсируемые в скором времени, помогут компании компенсировать потерю доходов, возникших вследствие бесплатного распространения браузеров. По оценкам Netscape, сейчас компания получает от продаж автономного браузера около 13% доходов, или 17 млн. долл. Барксдейл отметил, что поскольку это лишь "небольшой процент" ее оборота, новая модель распространения Netscape не нанесет компании ущерба.

По словам представителей Netscape, фирмы с воодушевлением относятся к идее распространения усовершенствованных версий ПО Netscape и уверены, что это способствует созданию огромного нового рынка.

Нововведения, как предполагают специалисты, увеличат доход от корпоративных приложений, и компания намерена основное внимание уделять интерактивной службе Netcenter.

Хотя Барксдейл отказался назвать имена производителей, намеревающихся взять на вооружение новую модель распространения Netscape, он заявил, что "в скором времени эти компании станут известны всем благодаря своему стремительному развитию".

Барксдейл и Роберта Кац, старший юрисконсульт Netscape, также считают, что договоренность, достигнутая между Microsoft и Министерством юстиции США, устранит все причины возможных антиконкурентных действий на рынке браузеров Web.

Напомним, что речь идет об обвинении Microsoft в нарушении решения суда от 1995 года в связи с тем, что последняя вынуждала производителей принимать Internet Explorer как часть своей операционной системы Windows 95.

Хейл придерживается такого же мнения.

Действия Netscape, как она подчеркнула, "гарантируют, что так или иначе конкуренция между браузерами сохранится".

Аллен Вейнер, аналитик компании Dataquest, утверждает, что Netscape четко указала на свои намерения получать доходы, концентрируясь на корпоративном программном обеспечении и деятельности Netcenter. Netscape также заявила об увеличении числа подписчиков Netcenter до 2,6 млн. Иными словами, компания "обогнала" интерактивную службу, предлагаемую в рамках Microsoft Network.

Но Netcenter должен быть не только одним из самых посещаемых узлов Web, но также и своего рода "отправным пунктом". Пока, как отметил Вейнер, у Netcenter нет какой-либо перспективы, а Netscape, похоже, становится конкурентом компаний, с которыми ранее ее связывали партнерские взаимоотношения, таких, например, как Yahoo.

Кроме того, многочисленные компании, предлагающие интерактивные услуги, предоставляют возможность пользоваться бесплатной службой электронной почты и рядом других дополнительных услуг, чем не может похвастаться Netcenter.

Но стоит учесть, что основное достоинство служб в Netcenter - бесплатное предоставление его членам продуктов, услуг и информации.

Компания сообщила о предоставлении следующих услуг.

  • Две улучшенные программы подписки, получившие названия Subscriber Advantage и Enterprise Subscription Program для корпоративных потребителей. К данным программам можно получить доступ через интерактивный Netscape Store. Кроме того, они предусматривают рассылку электронных уведомлений об основных модернизациях Communicator, доступ к защищенным паролем узлам, где можно загрузить новые версии программного обеспечения, а также ряд поощрений и скидок.
  • Лотерея "Choose Netscape" позволяет бесплатно загрузить Communicator и Navigator, а также зарегистрироваться для участия в лотерее. Ее призы - различные путешествия, в том числе семидневный тур на двоих на тропический курорт.
  • Программа Unlimited Distribution, позволяющая тысячам производителей оригинального оборудования, провайдерам Internet, поставщикам информационного наполнения Web, издателям, разработчикам программного обеспечения и телекоммуникационным компаниям загружать и распространять Communicator и Navigator, как сказано в анонсе, "не добавляя к ним ни строчки".

    Internet Explorer: самый популярный или самый сложный?

    По сведениям владельцев SupportHelp.com, который предназначен главным образом для поддержки бизнес-пользователей ПК, этот узел Web посетило значительно больше пользователей браузера Internet Explorer компании Microsoft, чем браузера - конкурента Navigator, предлагаемого компанией Netscape Communications.

    Эту статистику можно интерпретировать так, что большинство бизнес-пользователей имеют Internet Explorer, а не Navigator. С другой стороны, очень возможно, что пользователям, работающим с браузером Microsoft, чаще приходится обращаться за помощью.

    Исследования, которые компания Positive Support Review проводила в течение последних 16 недель, показали, что среди посетителей ее Web-узла SupportHelp.com браузером Internet Explorer компании Microsoft (версии 2, 3 и 4) пользовались во время 63,3% сеансов. За тот же период браузеры Netscape (Navigator 2, 3 и 4) применялись в 35,6% случаев.

    SupportHelp.com предлагает производителям аппаратного и программного обеспечения информацию о контактах, в первую очередь номера телефонов служб технической поддержки, адреса электронной почты и ссылки на узлы Web.

    Примерное соотношение 65% к 35% противоречит данным опроса компании Dataquest, которые были объявлены в ноябре прошлого года, где доля системы Microsoft составляла около 40%, а доля системы Netscape - около 57%. Netscape, лидирующая в производстве браузеров Web, оспорила цифры Dataquest, заявив, что доля ее продукта, определенная на основе более широкой выборки, приближается к 70%.

    Данные SupportHelp, возможно, свидетельствуют о выявившейся в последние недели 1997 года тенденции: число используемых браузеров Microsoft выросло с 42,1% до 63,3% в течение 16 недель на основе анализа более 500 тыс. визитов бизнес-пользователей, сделанных в течение рабочего дня.

    Графики, иллюстрирующие исследование, можно найти по адресу http://www.psrinc.com/browser.htm.

    - Дана Гарднер,
    InfoWorld Electric