, от бремени, явив свету нечто, породившее впоследствии цепь явлений, немало позабавивших российскую компьютерную общественность. Звалось нечто журналом "Открытые системы". А началось все действительно раньше. Ну никак не удавалось уговорить упрямого потребителя услуг и товаров всеобщей информатизации отказаться от неизбывного стремления к персональности компьютера.
Нам же, пытающимся продавать решения на базе платформы Unix и во многом не понимающим еще основные, хотя и абсолютно скрытые от нескромного взгляда тенденции и движущие силы советского тогда еще компьютерного рынка, ну никак не хотелось смириться с тем, что современные подходы и техническое совершенство вовсе не главенствуют при принятии решений об информатизации. Тогда нам казалось, что стоит поведать людям, где добро, а где все остальное - и каждому станет хорошо. Искренне верили мы тогда, что от многомиллионных закупок "московского стандарта" двести восемьдесят шестых больше вреда, нежели пользы... Да и сейчас, от глупости ли, от романтизма ли нерастраченного, продолжаем на вере этой своей настаивать. И журнал мы задумали не как бизнес там какой, но как средство донести, досказать, поведать... К слову сказать, задумывали мы его как издание корпоративное, но не сошлись с партнерами по всем пунктам программы. Не став корпоративным, стал наш журнал независимым, то есть коммерческим (а иначе как?).
Ушли мы вдвоем. С Пашей Христовым. Забрали причитающиеся нам 600 долларов. Еще 200 подкинуло государство - кредит, так сказать, на покупку чего-то там для дома (на журнал никто ни копейки... Как можно!).
На наше счастье нашлись люди, кровно в рынке Unix заинтересованные. И полагающие, что рынок этот надо развивать. Так случился у нас первый рекламодатель. И стала им компания Hewlett-Packard. На центральный разворот... За двести долларов... Руками Фатеевой Людмилы Константиновны... Она же ручку свою приложила и ко всему происходящему впоследствии. Когда первый журнал свой мы ей предъявили, произнесла она фразу, определившую всю нашу дальнейшую судьбу: "Быть тебе, Борисов, Сытиным..." Так сказать, новым русским! Вот теперь и приходится оправдывать. Тогда, впрочем, кроме смущения, ничего это высказывание не вызвало, а припомнилось много позже. Были и еще рекламодатели в первом номере. Jet Infosystems, навсегда связавшая свою судьбу с Unix и Comptek International, известная сегодня как знатный поставщик беспроводных сетей и дистрибьютор Cisco.
Итак, второго февраля он появился. Аж тысяча штук. Привезли из типографии, позвали друзей, обмыли (со всех сторон) шампанским. И начались трудовые будни.
Хотя сегодня, когда компьютерных изданий великое множество, это трудно себе представить, факт остается фактом - нас заметили. Ветеран компьютерной прессы - "Софтмаркет" - тогда даже про нас написал. "Unix выходит в открытое море". На полполосы. Было приятно. Спасибо!
Компьютерный рынок еще только зарождался. Открывались представительства. Завязывались новые знакомства. Находились уже и такие, кто пришел в компьютерный бизнес позже нас, мы начинали ощущать себя ветеранами.
Тиража в полторы тысячи нам стало не хватать, да и рекламы прибавилось. И тут мы вошли в мир большой полиграфии, что, естественно, не могло не повлиять на дальнейший ход событий. И вновь в главной роли была женщина. Иванова Светлана Васильевна, тогда первый зам, а сегодня генеральный директор типографии "Новости" (которая тогда называлась "Типография АПН" и только-только вышла из-под протектората ЦК). Попал я к ней на прием совершенно случайно, что-то там с цветоделением, ушел же яростным намерением типографию "Новости" загрузить по самую макушку своими заказами. Но намерение это таковым и оставалось до тех пор, пока мы не познакомились с Татьяной Юрьевной Знаменской (несмотря ни на что, истину французы придумали вечную), только-только вступившей на пост маркетинг-менеджера российского отделения Digital. Знакомство наше началось с того, что мы поссорились. На почве корпоративного интереса. Но потом все обошлось. Даже наоборот, подружились.
Примерно тогда же к нам двоим присоединился Анатолий Шкред, променявший чиновничью сытость на неясные перспективы издательского бизнеса. Нас стало трое. И у нас уже был штат. Человека три.
Наступил февраль 1994 года. Компьютерный рынок был на взлете. Российские компании росли как на дрожжах. Уже маячила первая наша годовщина. Вот тут и сказалось пагубное влияние Татьяны Знаменской на нашу судьбу: разбудила она дремавшую до поры в душе каждого из нас гордыню непомерную. Именно она заронила в наши умы крамольную мысль: осмелиться назвать себя конкурентом монополиста - "Компьютеруолд Москва". Отмечали годовщину мы выпуском нового издания - еженедельника "Открытые системы сегодня". Лучшего названия как-то не нашлось...
Следующий год пролетел незаметно. Компьютерные компании богатели на глазах. Денег и рекламы становилось все больше и больше. И хотя наши "Открытые системы сегодня" конкурентом САМОГО так и не стали, их наличие побуждало нас на новые подвиги. Вторую годовщину "Открытых систем" мы встречали уже с тремя изданиями, к двум предыдущим присоединился журнал "СУБД". Дальше - больше. К Comtek'95 мы выпустили LAN, а в августе - первый номер "Computerworld Россия".
Банковский кризис и выборы слегка охладили нашу кровь, но тем не менее летом 1996 появился на свет Publish, а вслед за этим IDG окончательно решила вопрос о передаче "Открытым системам" старейших отечественных компьютерных журналов - "Мира ПК" и "Сети". Так мы стали самым крупным издательством на рынке ИТ-периодики.
Но и это еще не все. Если весь предыдущий год мы пережевывали новые приобретения года 1996, что помешало нам развиваться в темпе, ставшем уже привычным, то нынче, в феврале, было решено продолжить традицию - отмечать день рождения новыми изданиями. Итак, в феврале увидит свет новый совместный проект с Miller Freeman, ориентированный на новый рынок. А дальше... Сытин, так Сытин. Поживем - увидим.