В России же все обстоит несколько по-иному. Сфера образования была для Apple практически потеряна вследствие более агрессивной политики производителей IBM-совместимых ПК. Независимая маркетинговая компания RUI Apple (позже - Apple C.I.S.) до своего исчезновения с российского рынка все-таки успела кое-что сделать: к 1995 году около 300 школ бывшего СССР были оснащены классами Macintosh.
Новый дистрибьютор, компания DPI, начал с того, что попытался восстановить репутацию Apple в нашей стране, а также возродить интерес компании к России. В первую очередь решили обратить внимание на область издательских систем, где действительно было что восстанавливать - в этой сфере сложился определенный круг потребителей, которые во времена всевозможных организационных пертурбаций закупали себе технику Apple через "серые" каналы.
Потом пришла очередь "направления номер два". Компания занялась рынком образования; с августа в ее штате появился менеджер отдела образования Михаил Зайдфодим.
По его словам, полугодовое исследование рынка показало, что учебные заведения в России не так бедны, как кажется. В каждом районе на нужды образования выделяются определенные средства. Правда, предугадать момент их появления достаточно сложно.
В настоящее время решения о закупке техники принимаются не в Министерстве образования, инициатива идет снизу - от учителя информатики к директору и оттуда еще выше. Таким образом, большое значение имеет работа с местными властями, областными и региональными органами, ведающими образованием.
Москва при продвижении технологий Apple на рынок образования рассматривается в DPI в качестве равноправного субъекта, а не центра. В настоящее время прорабатываются планы информатизации Нижегородской области, Якутии, Камчатки (где из 70 школ классами Macintosh уже оснащены 25), рассматривается вопрос о сотрудничестве с Комитетом по развитию Севера. Очень перспективной представляется также подача совместных с учебными заведениями заявок на получение грантов.
Должность менеджера по образованию появилась в DPI недавно. У конференции "Новые информационные технологии в образовании на базе компьютеров Macintosh" гораздо более длинная история. 3-4 февраля 1998 года Академия нефти и газа имени Губкина проводила это в некотором смысле независимое от дистрибьютора мероприятие четвертый раз.
Главным инициатором конференции выступает Ассоциация пользователей Macintosh, созданная на базе ГАНГ. Ее возглавляет доцент кафедры "Прикладная математика" ГАНГ Ирина Ретинская.
Академия еще в 1990 году закупила компьютерный класс на базе Macintosh - одной из первых среди российских вузов. В настоящее время эта платформа используется в 70 вузах России.
Чем же так хорош Macintosh для образования? Этот компьютер предназначен не только и не столько для изучения информатики - он позволяет интегрировать технологии Apple в учебный процесс. От учителя-предметника это не требует специальных знаний в области информатики или программирования. Например, разработки "Живая физика" или "Живая геометрия" (локализованные Институтом новых технологий образования), которые включают много встроенных уроков по данным предметам, позволяют преподавателю легко встраивать в заданную схему любую другую тему. Таким образом, каждый учитель может создавать собственные компьютерные уроки.
Кроме того, как отметил Зайдфодим, на Западе во всех университетах "либо Unix, либо Mac". Для того чтобы наши студенты могли продолжать образование за рубежом, их необходимо учить работать на Macintosh, а может быть и на Unix. Ведь школы (а тем более - вузы), по словам Зайдфодима, стараются следовать по пути многоплатформенности.
Для российского рынка образования Apple предлагает два компьютера - моноблок PowerMacintosh 5500 (средняя цена в розницу 1790 долл.) и портативный eMate (949 долл.). С моделью 5500 поставляется значительное количество англоязычного ПО: энциклопедии, обучающий курс по анатомии, диснеевские мультфильмы.
Что касается русскоязычного ПО для Macintosh, то его немного. Зайдфодим смог назвать лишь четырех разработчиков: Институт новых технологий образования, New Media Generation, "Apple-центр" и "Инт". Однако он подчеркнул, что для продвижения на рынок образования важно не изобилие тиражируемых продуктов, а наличие инструментальных средств. Например таких, как "Живая физика".