Глас народа
Глас народа
В ответ на регулярно публикуемые в нашем еженедельнике статьи об Internet в редакцию приходит немало писем как из столичных городов, так и из различных регионов. Довольно часто читатели сетуют на то, что мы тут, в Москве, живем словно за границей, совершенно не ведая о положении дел в российской провинции. Приведенное ниже письмо - достаточно красноречивое тому свидетельство.
"Уважаемая редакция!
В CW-Россия от 16 сентября 1997 прочитал заметку 'Internet ждут крупные перемены'. Меня задело ваше примечание: '...однако многие ли слышали от индивидуального пользователя жалобы на дороговизну домашнего Internet?" Но ведь точно так же можно задать другой вопрос: '...однако многие ли слышали от индивидуального пользователя жалобы на дороговизну сотового телефона?'
Вы чувствуете разницу? Кто у нас в стране пользуется сотовым телефоном? Думаю, вам известно. Оглянитесь вокруг! Ведь Москва - это еще не вся Россия! Огромная армия пользователей компьютеров только в розовых снах видит Internet. Нашу компьютерную прессу читать без раздражения уже нельзя! Значительная часть посвящена Internet. Эти статьи - сплошное издевательство!
Другими словами, надо слушать не индивидуальных пользователей Internet, а тех, кто не имеет этого сервиса. Регулярно читаю журнал 'Мир ПК'. Иногда - другие издания. Нигде не обсуждается стоимость услуг Internet. Откуда берутся эти неприличные цифры?
инженер бюро АСУ ТП Горно-химического комбината
города Железногорска Красноярского края
[моя зарплата - примерно 1 700 000 (неденоминированных) рублей (если дают)]"
Как видим, положение с развитием Internet в провинции благополучным назвать нельзя. Если у московских провайдеров стоимость доступа через модем в среднем составляет 1,5-1,8 долл./час, то в провинции, похоже, цены повыше. Уверены, по мере развития инфраструктуры и усиления конкуренции цены будут падать. В условиях открытого рынка иной вариант исключается.
В статье Валерия Коржова "Вторичные провайдеры" речь идет и о тех фирмах, которые предоставляют Internet-услуги в российской провинции.
Вторичные провайдеры
Исторически сложилось так, что провайдеров Internet, не имеющих собственных каналов в зарубежную часть Internet, называют вторичными. Однако некоторым из них отведена столь важная роль в развитии отечественной инфраструктуры Internet, что не всегда язык поворачивается назвать их вторичными, да и клиентов у таких провайдеров оказывается порой больше, чем у иных первичных. Итак, условимся называть таких вторичных провайдеров локальными или региональными - в зависимости от того, чем же, собственно, они занимаются: массовым подключением клиентов к Сети или созданием и поддержкой международных Internet-магистралей.
Локальные провайдеры
В настоящее время активно развиваются провайдеры, занимающиеся не обслуживанием каналов, обеспечивающих связь с зарубежными сетями, или подключением к Internet особо крупных клиентов, но посвятившие себя предоставлению высококачественных (хотя последнее выполнить не всегда удается) услуг жителям, компаниям и организациям одного города. Таких провайдеров мы будем называть локальными. Они в основном специализируются на обслуживании широкого круга клиентов.
По мнению Сергея Рыжкова, директора компании Cronyx+, основная сложность предоставления коммерческого доступа в Internet по телефонным линиям заключается не в обслуживании высокоскоростных каналов (этим занимаются прежде всего первичные провайдеры), а в организации высокопрофессиональной работы "с массами". Но именно в этом совершенствуются локальные поставщики услуг Internet.
Благодаря более выгодным условиям подключения локальные провайдеры собирают немалую аудиторию - порой более многочисленную, чем у первичных поставщиков услуг (конечно, если организацию считать за одного клиента). Некоторые московские провайдеры за очень небольшую абонентскую плату предлагают как обычный почасовой, так и неограниченный доступ в Internet. С появлением таких компаний люди, которые раньше не могли себе позволить тратить огромные деньги на Internet, теперь получили возможность обращаться к Сети, не сильно подрывая при этом свой бюджет. В самом деле, 250-300 рублей (деноминированных) в месяц - не очень большая плата за подключение к Internet без ограничения по времени, да еще с предоставлением доступа к электронной почте и телеконференциям, а также выделением пространства для размещения Web-страниц на сервере провайдера. Правда, качество услуг у таких компаний, как правило, посредственное.
Некоторые локальные провайдеры, стремясь добиться высокого качества обслуживания клиентов, интенсивно заботятся о развитии собственной инфраструктуры. Такие компании предоставляют целый комплекс услуг, связанных с Internet, начиная от размещения на сервере провайдера набора полезных ссылок, различной интересной информации, предоставления бесплатных Web-страниц и заканчивая помощью в создании и оформлении собственных Web-серверов, проведением рекламных кампаний в Internet, проектированием и развертыванием сетей intranet.
Как же компании становятся локальными провайдерами? Рыжков выделил четыре различных сценария создания вторичного провайдера. Первый сценарий предполагает вложение относительно небольшого капитала - порядка 50 тыс. долл. Развитие такого провайдера будет постепенным. На начальном этапе деятельность на рынке Internet не приносит больших прибылей, поэтому приходится "подпитываться" от каких-либо иных источников финансирования. Как правило, в качестве таковых выступают другие, более прибыльные сферы компьютерного бизнеса (например, продажа компьютеров или сетевого оборудования). Такие компании стремятся обеспечивать качественный доступ и всячески заботятся о своих клиентах. Со временем основной вид деятельности и услуги по предоставлению доступа сливаются в единое направление, которое можно назвать, например, Internet-интеграцией.
Другая категория локальных провайдеров - это компании, располагающие крупными инвестициями, как правило, свыше 500 тыс. долл. Такие компании могут предоставлять дешевый неограниченный доступ к Internet, какое-то время вообще не заботясь о получении прибыли. Такие компании, набирающие большое количество пользователей, зачастую не справляются с обслуживанием армии своих клиентов и поэтому со временем либо повышают стоимость доступа, либо продолжают вкладывать все новые и новые деньги в развитие инфраструктуры (естественно, пока есть средства). Эти компании ориентируются прежде всего на массового клиента - домашнего пользователя, подключающегося к Internet через модем.
Третья категория локальных провайдеров - это компании, специализирующиеся на Internet еще с той поры, когда Сеть не была столь популярна, как сейчас. Такие компании, образованные, как правило, на основе сетевых лабораторий НИИ и вузов, располагают высококвалифицированным техническим персоналом, способным "выжать" из оборудования все возможное. У этой категории локальных поставщиков услуг есть давние клиенты, которые "росли" вместе с провайдером, "прикипели" к нему, вполне им довольны и менять его не собираются. Вероятнее всего, такие провайдеры будут и дальше работать в основном с корпоративными клиентами, конкурируя с первичными поставщиками услуг Internet.
Четвертая категория компаний - это операторы телефонных сетей связи. У этих компаний имеются огромные коммуникационные ресурсы (телефонные линии, АТС и каналы), но зато у них нет хороших специалистов по обслуживанию сетей передачи данных. Эти провайдеры имеют широкие возможности по предоставлению услуг, связанных с обеспечением доступа к Internet через телефонные линии. В частности, они могут предлагать кредитование оплаты услуг с последующим выставлением счетов (по аналогичной схеме сейчас оплачиваются междугородные переговоры). Качество подключения к таким провайдерам обычно очень высоко. Однако в целом качество обслуживания клиентов и обеспечения бесперебойного доступа к Internet у вышеозначенных провайдеров может сильно варьироваться.
Как известно, все вторичные провайдеры - и локальные, и региональные - зависят от первичных. Причем первичным провайдерам не всегда выгодно иметь вторичных в числе своих клиентов. Дело в том, что вторичные провайдеры создают значительную нагрузку на каналы первичного. По этой причине многие первичные поставщики услуг Internet ведут расчет с вторичными провайдерами по схеме, предусматривающей не только абонентсткую плату, но и платежи, сумма которых напрямую зависит от нагрузки на канал. Такая система отношений заставляет вторичных провайдеров искать другие пути доступа в Internet.
"Болезненный удар по российским провайдерам, - объясняет Вадим Ваньков, генеральный директор DataForce, - нанесли телефонные провайдеры, ужесточившие в последнее время политику в отношении Internet-провайдеров". От качества и числа используемых телефонных линий зависит и качество работы локального провайдера. Однако телефонные компании, владеющие аналоговыми АТС, неохотно дают телефонные номера для точек доступа в Internet. Возможно, это связано с тем, что аналоговый модем генерирует очень сильный сигнал в линии, который в свою очередь создает высокую нагрузку на аппаратуру аналоговых АТС. От количества номеров, по которым клиент может позвонить провайдеру, зависит и такая важная характеристика, как быстрота соединения с модемным пулом поставщика услуг. Провайдеру, естественно, выгодно набрать как можно больше клиентов, но, по оценкам Рыжкова, если пользователей становится слишком много (а этот момент наступает довольно скоро - когда за один телефонный номер борется более пяти клиентов, претендующих на доступ без ограничения времени, или более 15-20 пользователей при почасовом доступе), качество обслуживания при этом резко снижается. (Кроме того, вторичным провайдерам неплохо было бы арендовать телефонные номера на различных АТС, чтобы подключать клиента к ближайшей из них.) Недостаток телефонных номеров заставляет провайдеров задействовать другие способы подключения конечных пользователей - по радиоканалам, кабельным модемам или модемам стандарта xDSL. Однако для индивидуальных клиентов эти технологии пока еще слишком дороги.
Следует отметить, что некоторые локальные провайдеры получают свои блоки адресов, автономные системы, а также доступ к обслуживанию протокола маршрутизации bgp. Такие провайдеры сами распределяют нагрузку на каналы и управляют передачей информации. Так, с недавних пор многие московские поставщики услуг Internet стали подключаться сразу к двум провайдерам. Через каналы одного из них обеспечивается доступ к российским серверам, а через другого провайдера - к иностранным. Для такого распределения ролей существует несколько причин. Первая из них - надежность, поскольку подключение к двум первичными провайдерам позволяет уберечься от сбоев, которые время от времени случаются у первичных провайдеров. Вторая причина - это ценовая политика первичных провайдеров. Играя на разнице в ценах, можно получить некоторую экономию. И наконец, локальные провайдеры, как правило, используют маломощные маршрутизаторы, которые просто физически не вмещают необходимых таблиц маршрутизации, поэтому провайдеры вынуждены передавать определение кратчайших сетевых маршрутов в компетенцию своих первичных провайдеров.
Чтобы не быть убыточными, локальным провайдерам приходится экономить буквально на всем. Один из способов мы уже описали, существуют, разумеется, и другие. Например, присутствие в точке обмена информацией (M9-IX в Москве или SPB-IX в Санкт-Петербурге). Подключение к таким точкам для локальных провайдеров необязательно, но на определенном этапе развития об этом следует подумать, поскольку присутствие в точке обмена позволяет быстро и безболезненно менять первичных провайдеров, а также обеспечивать обмен информацией с другими локальными провайдерами. Следует заметить, что передачу информации в другие сети ограничивает, как правило, отсутствие не физического контакта, а договоренности об обмене трафиком.
Сейчас в Москве появилось очень много локальных провайдеров. По оценкам РОЦИТ, здесь насчитывается порядка 60 компаний, предоставляющих доступ в Internet. Рост количества провайдеров неизбежно ведет к обострению конкуренции. Компании вынуждены снижать цены, но этот процесс не может быть бесконечным. Большинство провайдеров еще не располагает достаточной инфраструктурой, чтобы суметь обслуживать дешево и качественно. Да и клиенты постепенно становятся более требовательными, осознавая, что дешевый провайдер в конечном итоге может им дорого обойтись. Тем не менее с наращиванием собственной инфраструктуры цены на доступ к Internet падают.
Сегодня уже с полным правом можно утверждать, что московские вторичные провайдеры сделали свое дело - создали инфраструктуру для подключения к Internet массового пользователя. О том, что инфраструктура развита достаточно, свидетельствует, в частности, появление уже "третичных" провайдеров, подключающихся к вторичным.
Региональные провайдеры
Региональным провайдерам приходится решать проблемы первичных и вторичных провайдеров одновременно. У региональных и локальных провайдеров существуют одинаковые проблемы в получении телефонных номеров, строительстве "последней мили" и т.д.. Они очень остро нуждаются в укреплении и модернизации инфраструктуры телефонных линий, которые уже давно устарели и износились. Впрочем, довольно часто используются и альтернативные решения. Например, многие региональные провайдеры предлагают доступ в Internet по радиомодему. Однако Сергей Миленов, генеральный директор компании "Магистраль Телеком" из Новосибирска, обеспокоен тем, что провайдеры довольно часто предлагают своим клиентам доступ по радиомодему, не лицинзируя при этом радиочастот. Это, по его мнению, в первую очередь опасно для клиентов, так как в любой момент к ним могут прийти люди из соответствующих органов и снять антенну.
Кроме того, региональные провайдеры должны решать на местном уровне и типичные проблемы первичных провайдеров - такие, как поддержка дальних каналов связи, маршрутизация пакетов и прочие. В принципе, положение региональных провайдеров очень похоже на то, которое занимали лет пять тому назад первичные провайдеры. Впрочем, сейчас у провайдеров имеется куда больше возможностей (оценка стартового капитала, необходимого региональному поставщику услуг Internet, приведена во врезке "Начальный капитал и текущие затраты провайдера").
Однако у региональных провайдеров имеются и собственные проблемы, среди которых центральное место занимает подбор кадров. Людей, знакомых с технологиями компьютерных сетей, в регионах немного. Как правило, их легче всего найти в различных учебных или научных заведениях, поэтому региональные узлы часто строятся на базе инфраструктуры вузов и исследовательских институтов. Так случилось, например, с компанией "Самара-Интернет", созданной специалистами Самарского государственного университета.
Кроме того, в регионах, в отличие от Москвы и Санкт-Петербурга, популярность Internet не столь велика, поэтому региональным компаниям приходится много средств и времени тратить на пропаганду самой идеи Internet, объясняя будущим клиентам, какие проблемы они смогут решать с помощью Сети. Вот что говорит по этому поводу Илья Варлашкин из компании "Самара-Интернет": "Если в Москве или Петербурге Internet существует достаточно давно, и все в основном уже знают, зачем он нужен, то у нас в городе еще приходится вести с потенциальными клиентами большую разъяснительную работу".
Потребность в использовании Internet в регионах растет, однако к услугам Сети прибегают пока в основном лишь крупные предприятия. Видимо, поэтому региональные провайдеры больше ориентируются на корпоративных заказчиков - региональные представительства или отдельные крупные компании. Появляются у региональных провайдеров и свои "новые поколения". О них, в частности, упомянул Дмитрий Мезин из компании "Коммерческая Информационная Сеть": "Уже есть фирмы, которые собираются подключиться к нам и перепродавать услуги по доступу в Internet".
Некоторые региональные провайдеры считают, что им сложнее работать, чем их коллегам в Москве, так как в провинции приходится самостоятельно развивать инфраструктуру, которая в столице развита уже достаточно хорошо. Кроме того, популярность идеи Internet, наличие специалистов по компьютерным сетям и конкуренция между первичными провайдерами значительно упрощают жизнь московским локальным провайдерам. Но в Москве и конкуренция выше, чем в регионах.
Более всего опрошенные мною провайдеры недовольны несовершенством российских законов - огромным количеством бумаг, которые приходится получать для работы с Internet. Илья Варлашкин, например, утверждает, что получение различных лицензий (чуть ли не на право установки маршрутизатора на АТС) не способствует быстрому развитию Internet в России. Поэтому сейчас назрела необходимость убедить государство в значимости Internet, и способствовать этому должны локальные организации, такие как РОЦИТ, а также различные мероприятия, вроде предстоящего Второго российского Интернет-Форума.
Начальный капитал и текущие затраты провайдера
Дмитрий Мезин из компании "Коммерческая Информационная Сеть" - регионального провайдера в Нижнем Новгороде - дает следующие оценки начального капитала и ежемесячных расходов регионального провайдера.
Стартовый капитал, долл.
Получение лицензии Министерства связи, ее регистрация в местном отделении Госсвязьнадзора, проведение экспертизы сети и получение разрешения на ее эксплуатацию | 3000 |
Сервер доступа Cisco 2511 | 5500 |
Модемная стойка US Robotics MP/16 | 6700 |
Модемы NTU-128 | 2x1000 |
Компьютер для создания Internet-сервера | 1500 |
UPS 1000 ВА | 700 |
Организация 10-канального серийного номера | 10x1200 |
Организация прямого проводного соединения от МТС до офиса | 1200 |
Аренда канала 128 Kбит/c до Москвы у компании "Ростелеком" за первые три месяца | 3x2210 |
Голосовой телефон | 1200 |
Ремонт и оборудование офиса, мебель (ориентировочно) | 2000 |
Оргтехника (пара компьютеров, принтер, факс) | 2500 |
Итого стартовый капитал провайдера | 45000 долл. |
Основные текущие затраты, долл./мес.
Аренда канала 128 Kбит/c до Москвы у "Ростелекома" | 2210 |
Подключение к первичному провайдеру в Москве (при средней загрузке не менее 60%) | 2000 |
Аренда помещения под офис (20 м2) и размещение оборудования | 1000 |
Аренда серийного номера | 10x30 |
Реклама | 2000 |
Зарплата | для начала нужно 3 чел. по 1000 |
Итого основные текущие затраты | 9500 долл. |
Расчет стоимости доступа клиентов в Internet
Дмитрий Мезин из компании "Коммерческая Информационная Сеть" также поделился с нами опытом определения стоимости клиентского доступа. Упрощенный вариант расчета выглядит следующим образом. Начальные затраты делятся на срок окупаемости (обычно 12 месяцев, так как за это время морально устаревает оборудование, особенно компьютеры). Прибавляем к этому текущие ежемесячные затраты. Получаем минимум, который нужно собирать с клиентов в месяц (без учета налогов).
Допустим, у нас имеется канал с пропускной способностью N Кбит/с. Допустим также, что скорость доступа, которую мы намерены обеспечивать нашим клиентам (базовая скорость), составляет 19,2 Кбит/с. Максимальное количество обслуживаемых логических каналов с данной базовой скоростью вычисляем по формуле:
S = ( N * K ) / 19200, где
K - коэффициент загрузки. Он зависит от отношения магистральной скорости N к базовой (чем оно выше, тем K можно применять больше), а также от расчетного качества услуг (более точно его можно определить, опираясь на так называемую теорию очередей). Компания, в которой работает Дмитрий Мезин, применяет K = 4. В результате для канала 128 Кбит/с получаем:
S = ( 128000 * 4 ) / 19200 = 27
Это означает, что одновременно на скорости соединения с провайдером 19,2 Кбит/с могут работать 27 клиентов. Для их обслуживания необходимо 27 телефонных линий (естественно, если компания предоставляет только услуги модемного доступа).
Теперь вычислим, сколько клиенто-часов в месяц может обслужить создаваемый узел:
КЧ = ( S * 24 часа * 30 дней ) / 30%
(30 процентов - это среднесуточная загрузка серийного номера. Она также выбирается на основе теории очередей.) Ну а теперь ежемесячный минимум делим на клиенто-часы и получаем себестоимость при достижении проектной мощности.
Что касается окупаемости - средний клиент, работающий через модем, приносит 30 долл. в месяц. При хорошо поставленной рекламе и работе с клиентами можно подключать до 50 новых клиентов в месяц. Еще сколько-то прекращают работу с провайдером.