По словам Маршалла Фелпса, вице-президента IBM, занимающегося вопросами интеллектуальной собственности и лицензирования, запатентованный ими недавно сканер способен распознавать продукты "на ощупь", без помощи штрих-кодов или бирок.
В 1997 году компания получила 1724 патента США, в том числе - и данный "овощной патент", то есть больше, чем любая другая компания, как подчеркнул Фелпс.
"Штрих-коды недостаточно хорошо работают на капусте брокколи", - объяснил он, комментируя выход "Голубого Гиганта" в эту область.
Однако содержание большинства вновь полученных IBM патентов говорит скорее о том, что ее стратегическое направление - это пpогpаммное обеспечение и сетевые продукты. В 1997 году в ее портфеле находилось около 550 патентов, связанных с разработкой ПО, что составляет примерно одну треть их общего числа, и 250 патентов, связанных с сетевыми технологиями, или примерно 15% всего их числа.
По мере того как мир все гуще опутывает паутина проводов, сетевых возможностей, очевидно, становится все больше. Что же касается программного обеспечения, то его потенциал растет, так как "софт" все чаще применяется для выполнения функций, которые раньше реализовывались аппаратно, как считает Фелпс.
Активная патентная деятельность IBM - вовсе не самоцель: примерно 30% патентов, полученных ею в прошлом году, уже нашли применение в различных продуктах. Компания регулярно проводит ревизии портфеля, состоящего примерно из 30 тыс. патентов, и отказывается, по-видимому, от неперспективных с коммерческой точки зрения.
По данным корпорации IFI/Plenum Data, предоставляющей патентную информацию, следом за IBM по количеству полученных патентов идут NEC (1101 патент), Motorola (1065), Fujitsu (909), Toshiba (891) и Hitachi (822).
1724 патента IBM достались ей недешево: компания вкладывает ежегодно в исследования и разработки около 5 млрд. долл. Примерно 2600 сотрудников ведут исследования в США, Китае, Японии и Швейцарии.
IBM, однако, получает миллионы от продажи другим фирмам лицензий на свои запатентованные технологии, а лицензирование ею технологий других компаний настолько незначительно, что "его совсем незаметно", как утверждает Фелпс. По его словам, в 1995 году продажа лицензий принесла IBM 646 млн. долл. После подведения итогов, как считают в отрасли, окажется, что в 1997 году такая деятельность дала ей 1 млрд. долл.