Picture
Йорк Чен доволен работой Acer CIS в прошлом году: доля компании на российском рынке увеличилась c 1,9% до 2,8%
И вовсе не потому, что в этой аббревиатуре содержится классический символ обозначения переменных. На самом деле "x" здесь используется в качестве знака-заменителя (точно так же, как это делается при ссылке на популярную в недавнем прошлом архитектуру процессоров - x86). "Загадочность" же XC заключается в том, что этот "объект" пока нельзя увидеть, хотя - как, впрочем, и все неизвестное - можно долго обсуждать.

Одно из таких обсуждений было организовано сотрудниками Acer CIS для представителей нескольких компьютерных изданий. За "круглым столом" с участием генерального директора этой компании Йорка Чена (именно ему принадлежит эпитет, использованный в заголовке) речь шла о стратегии Acer. Теперь ее трудно отделить от концепции XC, или X-компьютера, которую в конце прошлого года предложил председатель Acer Group Стэн Ши.

Компьютеры для бестолковых?

Как считает Ши, современные ПК становятся все более дорогими и сложными в использовании по причине своей универсальности: с помощью персональных компьютеров делаются попытки решать все более разнообразные и постоянно усложняющиеся задачи. Пользователи ПК, по мнению Ши, опутаны по рукам и ногам: им предлагается единственный рабочий инструмент - платформа Wintel.

Выход из создавшегося положения Ши видит в "дезинтеграции" ПК - создании специализированных компьютеров для различных приложений. XC как раз и обозначает семейство таких устройств: детский (KC - Kid Computer) и игровой (GC - Game Computer) компьютеры, устройство для работы с Internet (INC - Internet Computer), компьютер для образования (EC - Education Computer), домашний компьютер для удаленного доступа к банковским счетам (HBC - Home Banking Computer).

Чен сравнил появление концепции XC с эволюцией... спортивной обуви. Раньше универсальные кроссовки использовались для любых видов спорта и отдыха и могли заменять обычные ботинки или резиновые сапоги. Сейчас же выпускаются кроссовки специально для баскетбола, тенниса, бега. Кроссовки для занятий конкретным видом спорта различаются между собой: баскетбольные содержат специальные вставки для повышения прыгучести, а теннисные имеют специальные подошвы, препятствующие скольжению.

Специализированные X-компьютеры будут рассчитаны на неподготовленных в области компьютерных технологий (и даже вообще не очень образованных) людей. Стэн Ши планирует представить новые разработки в течение полугода. По его оценке, в ближайшее десятилетие X-компьютеров будет продано в 10 раз больше, чем ПК. Одним из первых устройств этого класса на рынке станет компьютер для малышей - KC; его ориентировочная цена на американском рынке составит около 200 долл.

Cейчас выпускается приставка к телевизору (set-top box) - ее также относят к семейству XC, - которая позволяет работать как с аналоговым, так и цифровым сигналом. Эти приставки производятся в рамках OEM-соглашений и особенно популярны в США, Японии и Сингапуре. Причем в Сингапуре это устройство размером с небольшой видеомагнитофон предлагается для потребителей в рамках комбинированного сервиса по приему телевизионных программ и доступа к Internet.

Кроме того, Acer совместно с CitiBank (банк в этом проекте отвечает за технологии защиты информации) разрабатывает устройство класса HMC и готовится к завоеванию американского рынка home banking.

Как отметил Чен, в концепции XC речь часто идет не просто о продаже потребителям определенного товара, но и о постоянном предоставлении в дальнейшем некоторого связанного с ним сервиса.

Как создать XC для конкретного приложения? Рецепт Acer прост. С одной стороны, надо из универсального ПК убрать "ненужные" компоненты, то есть дорогие и трудные для понимания рядовым пользователем. С другой стороны, на основе систематического изучения потребностей пользователя, представляющего соответствующую область знаний, необходимо создать удобный для него интерфейс.

С технологической точки зрения переход к XC будет означать дальнейшее продвижение в сторону открытых систем. По словам Чена, XC могут развиваться только на базе стандартизованных компонентов. А это даст возможность выпускать подобные устройства любым производителям ПК.

Приведет ли появление XC к слиянию компьютерного рынка с рынком бытовой электроники? В перспективе, да. Однако, как считает Чен, прежде чем это произойдет, необходимо осуществить перевод бытовой электроники на цифровые технологии. Пока же преобладающая часть электроники выполнена на аналоговой базе.

Еще больше свежести

Беседа за "круглым столом" состоялась во время слета партнеров Acer с 22 по 23 января. В то время как сотрудники компании рассказывали журналистам о дне завтрашнем, ведущие дистрибьюторы Acer жили настоящим - участвовали в технических и маркетинговых семинарах.

Колыбель российских Acer'ов - город Лапеенранта, выбранный для встречи с партнерами, - как нельзя лучше подошел компании, живущей под девизом "Fresh Perspective". Acer не только дала участникам встречи возможность подышать свежим зимним воздухом Финляндии, но и представила им свои "самые свежие" продукты.

Среди них - сервер Altos 930 (AA930), ориентированный на компании малого и среднего бизнеса. Предлагая этот сервер для быстрорастущего рынка небольших сетей, Acer позиционирует AA930 одновременно как сервер начального уровня и мощную графическую станцию.

AA930 оснащен Pentium II (до двух процессоров на сервере) с тактовой частотой от 233 до 300 МГц, кэш-памятью конвейерного типа объемом 512 Кбайт, оперативной памятью типа SDRAM с возможностью расширения до 512 Мбайт, встроенным контроллером Ultra Wide SCSI.

В сервере предусмотрена поддержка интерфейсов Ultra DMA (с пропускной способностью 33 Мбайт/с), шины USB и порта AGP. В комплект поставки сервера входит ПО: EasyBUILD (для установки и настройки сервера), Advanced Server Manager Pro (для мониторинга важнейших параметров сервера и предупреждения о возможных сбоях), Remote Diagnostic Manager (для дистанционного управления сервером).

AA930 дополнил модельный ряд серверов AcerAltos, который в первой половине нынешнего года претерпит ряд изменений. В частности, в марте-апреле будет прекращен выпуск модели самого нижнего (sub-entry, по классификации Acer) уровня - AA300 W, причем взамен не предлагается никакой альтернативы. В связи с появлением сервера AA930 прекращен также выпуск серверов начального уровня AA900Pro и AA900K.

Из серверов среднего уровня останется только модель AA9100; что касается AA9000Pro, то он выпускаться не будет. По словам менеджера Acer CIS по серверному направлению Александра Переверзева, компания расстается с AA9000Pro "с некоторой грустью", поскольку этот сервер хорошо зарекомендовал себя на российском рынке. Наконец, в области суперсерверов Acer намеревается продолжать поставки четырехпроцессорного сервера AA19000Pro4.

От "голых железок" - к законченным решениям

Так, по словам Переверзева, изменяется предложение Acer в области серверных технологий. На встрече в Финляндии сотрудники компании продемонстрировали в действии NT-кластер на базе серверов Altos и программного решения Wolfpack.

Как подчеркнул Студеникин, после разработки собственного "физического" и программного интерфейса для связи серверов его компания готова предлагать кластерные технологии заказчикам. Он добавил, что в нынешнем году компания будет уделять серверному направлению своего бизнеса более серьезное внимание. Прошедший год, по его словам, прошел под знаком ПК: основной прирост доходов компании в 1997 году был получен за счет продаж персональных компьютеров.

"Тонкий клиент"

На встрече было также объявлено, что с февраля Acer начнет поставки российским партнерам сетевого компьютера AcerPower 3000 NP (Net PC). По мнению представителей компании, он займет место настольного компьютера для корпоративного рынка.

Компьютер построен на базе процессора Pentium/MMX с частотой до 233 МГц и набора микросхем Aladdin IV, оснащен кэш-памятью объемом 512 Кбайт, оперативной памятью 16 Мбайт типа SDRAM и встроенным сетевым интерфейсом 10/100 Мбит/с Ethernet (с функцией "Wake-On-LAN"). Среди особенностей компьютера с "запечатанным" корпусом - наличие двух портов USB.

AcerPower 3000NP совместим с системными стандартами DMI (средства анализа состояния системы), S.M.A.R.T. (позволяет прогнозировать возможные сбои жесткого диска) и ACPI (обеспечивает возможность управления устройством по сети). В комплект поставки входит также управляющее ПО Advanced Desktop Manager.

Новое - в дистрибуции

Представители Acer рассказали о наметившихся в последнее время тенденциях в сфере дистрибуции компьютеров. Одна из важнейших - перемещение сборки в канал продаж, что, в частности, позволяет и производителям, и дистрибьюторам более эффективно управлять складскими запасами. Представители компании считают, что у Acer - с ее системой предприятий Uniload - в этом плане хорошие перспективы. Как отметил Чен, часть подобных предприятий принадлежит непосредственно крупнейшим дистрибьюторам продукции Acer.

Почему бы в таком случае Acer не собирать предназначенные для российского рынка компьютеры не в Финляндии, а прямо на месте - в России? По мнению Чена, это пока нецелесообразно: во-первых, существует ряд сложностей, вызванных необходимостью экспорта комплектующих, а во-вторых, нельзя забывать и о том, что к компьютерам, собранным в России, потребители традиционно испытывают недоверие.

Другая важная тенденция - переход производителей к прямым продажам или уменьшение промежуточных звеньев в каналах сбыта. Чен подчеркнул, что компании, занимающиеся прямыми продажами (Compaq, Dell), преуспели больше других. В частности, доля Compaq на рынке ПК достигла 12,2% (по данным за три квартала прошлого года), у Dell этот показатель составил 5,8%.

Еще одна тенденция - появление на рынке продуктов под торговыми марками крупных сетей магазинов розничной торговли. В США, например, так работает WallMart.

Что касается непосредственно России, то в текущем году Acer продолжит здесь реструктуризацию своего канала сбыта: сейчас идет формирование дилерской сети региональных дистрибьюторов. Число последних (сегодня их 20) в 1998 году, по-видимому, будет сокращено. Состав же мастер-дистрибьюторов скорее всего не изменится. Чен объяснил это фактором "российской границы". По его словам, для успешной работы в роли мастер-дистрибьютора в России компания должна обладать, в частности, собственной "технологией" работы с банками, таможней, транспортными компаниями.