У сетевого путешественника также есть возможность увидеть что-нибудь весьма "экзотическое" (например, вид на российский таможенный пост с польской территории). Впрочем, в Сети можно бесплатно получить и куда более полезную информацию. Например, зайти в крупнейшие музеи мира, имеющие собственные странички, в том числе - Лувр, Вестминстер, "Метрополитен".

Web-страницы российских музеев менее известны, зато ссылки на них компактно расположены на одном сервере - "Музеи России в Internet" (http://www.museum.ru/).

Набрав этот интуитивно понятный адрес, можно посетить виртуальные выставочные залы, познакомиться с шедеврами, хранящимися в музеях, и получить необходимые комментарии, а посредством гипертекстовых ссылок - попасть на страницы других музеев.

На фоне этого изобилия обращает на себя внимание отсутствие Web-страницы одного из самых известных российских музеев - Государственной Третьяковской галереи. Тем более удивительным было получение по электронной почте письма от руководителя проекта "Музеи России в Internet" Кирилла Наседкина, в котором он сообщил, что сайт Третьяковки был создан и размещен на его сервере, но вскоре закрыт по решению дирекции галереи. Чем же было вызвано принятие столь странного решения?

О создании Web-страницы Третьяковской галереи ее руководство подумывало достаточно давно. Но собственные специалисты отдела компьютерного обеспечения ГТГ тогда еще не обладали достаточным опытом в области Web-дизайна, а фирмам, которые могли выполнить такую работу, пришлось бы платить немалые гонорары. После переговоров с ЗАО "Интернет", возглавляемым Наседкиным, было принято решение разработку и размещение сайта поручить именно ему. Галерея передала разработчикам 120 репродукций картин в оцифрованном виде. Естественно, что это были изображения очень высокого качества, использовавшиеся ГТГ для выпуска двух собственных тематических компакт-дисков.

В сотрудничестве с работниками ГТГ, оказывавшими Наседкину методическую помощь, сайт удалось создать за три месяца - достаточно короткий срок для такой сложной и трудоемкой работы. Конечно, о полном завершении работы речи не шло - это была скорее бета-версия. Но структура сайта была полностью разработана, создана и частично заполнена содержанием - изображениями и сопроводительными текстами. Как и предусматривалось договором, версию открыли для пользователей Сети. Сделали это, прежде всего, с целью отладить работу сайта в режиме реальной эксплуатации.

Как особо подчеркнул Наседкин, предметом его гордости как создателя сайта стало представление репродукций в файлах фрактального формата. Этот формат позволяет многократно увеличивать отдельные фрагменты изображения без ощутимой потери качества картинки. В принципе, подобный формат представления изображений известен давно, им пользовались еще для передачи кадров с борта межпланетных станций. Но в Internet фрактальный формат практически не применяется, так как JPEG-файлы имеют существенно меньший размер. Использование фрактального формата для передачи изображений картин в данном случае представляется оправданным, так как позволяет подробно рассмотреть небольшие участки полотен, что особенно важно для детального знакомства с большими, многофигурными картинами.

Вот в таком виде сервер и был открыт для свободного доступа. Однако вскоре в газете "КоммерсантЪ" появилась статья, содержащая обвинение в адрес создателей сайта: дескать, разместив столь качественные изображения произведений искусства в свободном доступе, они "разбазаривают народное достояние" и попустительствуют издателям "пиратских" компакт-дисков. Руководство Третьяковской галереи обратилось к Наседкину с просьбой сайт закрыть. Что и было сделано.

Для временного закрытия Web-страницы Третьяковской галереи на сервере "Музеи России в Internet" существовал также ряд других причин. Константин Серов, руководитель отдела информационных систем и технологий ГТГ, назвал основные из них. Прежде всего, страница на сервере "Музеи России" должна была стать "зеркалом" собственного сервера ГТГ, интенсивные работы по созданию которого сейчас ведутся при поддержке Института "Открытое общество" (бывший "Фонд Сороса"), и, следовательно, открытие сайта на www.museum.ru оказалось несколько преждевременным и никак не входило в планы сотрудников Третьяковки. Кроме того, столь высокое качество изображений смущало сотрудников галереи. По их мнению, это должны были быть стандартные для Internet файлы JPEG с разрешением 640х480 точек и обязательной защитой от копирования.

Журналист же, безусловно, несколько погорячился. Во-первых, на сервер была размещена бета-версия; это было сделано именно с целью выявления возможных ошибок и их последующего устранения. Естественно, любая "бета" не в полной мере соответствует спецификации. Услышав от заказчика (ГТГ), что "это не совсем то", исполнители версию убрали (кстати, и Серов, и Наседкин подтвердили, что совместные работы по завершению проекта будут продолжаться; после некоторых доработок модель, созданную ЗАО "Интернет", предполагается использовать для создания окончательной версии сайта). Также не выдерживает критики и тезис о пособничестве "пиратам". Любой, кто имеет отношение к компьютерным технологиям, знает, что противоборство систем защиты от копирования и систем, взламывающих эту защиту - проблема давняя, и победителей в этой войне нет. И не будет. В том же Internet можно найти программы для взлома практически любой защиты. А можно поступить еще проще - скопировать выпущенные Третьяковской галереей компакт-диски или купить продающиеся в фойе музея диапозитивы.

Так что временное закрытие сайта явилось результатом недопонимания и нестыковок, которые неизбежно возникают, когда над серьезным проектом работает несколько команд - в данном случае искусствоведы, сотрудники фонда и разработчики. И создание сайта Государственной Третьяковской галереи должно в ближайшем будущем успешно завершиться.