"Магнитка" и "магнитные бури"
Магнитогорск жив, пока живет "Магнитка", то есть ММК - Магнитогорский металлургический комбинат. А она живет, несмотря на разразившиеся последнее время "магнитные бури" - частные сообщения о бедственном положении и грядущем крахе предприятия. Однако представители компьютерной прессы, посетившие комбинат в середине февраля, ничего подобного не увидели. Полумиллионный город, жизнь которого определяется успехами комбината, не выглядит запущенным. Работают если и не все мощности, то большинство производств и практически вся современная техника. Поскольку изрядная доля идет на экспорт, завод имеет в распоряжении большие массы "живых" денег. Кроме того, есть целевые международные кредиты на реконструкцию. Проблемы - высокая себестоимость и перестановки в руководстве, которые собственно и отражены в скандальных статьях и выступлениях. Вообще отрасль хоть и не так богата, как нефтегазовая, но пока относительно благополучна.
"Магнитка" вычисляет
Всерьез за информатизацию ММК взялись на рубеже 90-х. Тогда больше чем на 20 металлургических предприятиях внедрили систему, разработанную в созданном для этой цели кооперативе "МеКомп". Оборудование закупалось у Olivetti, СУБД строились на базе продуктов Oracle. Структура системы была такова: сервер БД на миникомпьютерах под Unix - ПК-серверы под Xenix - удаленные рабочие места на XT/AT и ANSI-терминалы.
В 1991 году ММК купил серверы Solbourne - Sun-совместимые машины с наивысшими для того времени характеристиками. Через какое-то время компания исчезает с рынка, но специалистов ММК это не смущает, здесь любят приложить руки к закупленной технике: например, управляющую машину General Electric, стоявшую в одном из цехов, вообще демонтировали и собрали свою. Подумывали и о собственной сборке на базе плат Sun UltraAX - когда-то на ММК уже собирали ПК-компьютеры (полагая, что это проще, чем закупать), и они до сих пор работают. Но, в конце концов, на комбинате решили, что проще и дешевле купить серверы и рабочие станции у Kraftway.
Центробежные и центростремительные силы
В середине 90-х стало ясно, что комплексу не обойтись без интегрированной системы управления. Сейчас практически все сферы деятельности ММК автоматизированы, и информация о любом подразделении доступна по сети из любой точки, однако интеграция необходима именно на уровне системы управления, такой, скажем, как R/3 компании SAP. К этой задаче подошли фундаментально - не зря годовой бюджет отдела АСУ, где работают 620 человек, около 5 млн. долл.
Проект, осуществляемый компанией "Борлас Ай-Би-Си", оценивается приблизительно в 2 млн. долл. Сюда входит закупка серверов Sun, ПО Oracle, консультации, сервис и т. д. (Напомним, что оборот ММК превышает 2 млрд. долл). Американская корпорация Borlas, а позже - выделившаяся из нее российская "Борлас" участвует в планировании и внедрении информационной системы ММК начиная с 1992 года.
Варианты с системами SAP прорабатывались в числе первых, но R/3 сочли чересчур жесткой - слишком много придется ломать. В результате выбрана следующая генеральная стратегия: клиент-сервер, Sun, СУБД Oracle, Oracle Applications, TCP/IP поверх Ethernet. Эта платформа должна постепенно вытеснять остальные. Параллельно внедряются собственные разработки.
Интегрированная система строится так: жестко определены все интерфейсы между частями системы, а внутри - полная свобода: аппаратная платформа та, которая есть, СУБД - тоже, среда разработки та, что удобней разработчику. Когда читаешь зарубежные статьи, пестрящие legacy software, middleware и так далее, иногда кажется, что это все - там. Нет. Они здесь. У нас компьютерные центры больших предприятий называют зоопарками. На ММК работают мэйнфрейм Hitachi, серверы Solbourne и Sun, ПК-серверы GEG (Kraftway), серверы на процессоре Alpha и другие. Сочетание программного обеспечения не менее причудливо: есть Solaris, UnixWare, Windows NT, QNX (на управляющей машине в цехе, где нужна ОС реального времени), Novell, на коммуникационных серверах - BSD и Linux. На нижнем уровне основа - Ethernet, причем подсети на RadioEthernet охватывают производства, удаленные на расстояние до 50 км.
Важнейший элемент интеграции - intranet. Ткнув мышью в иконку печи, можно увидеть, сколько стали выплавили и каков ее химический состав. Справочная литература тоже доступна через intranet. Она реплицируется на локальные серверы. Можно посмотреть карту информационных ресурсов в геоинформационной системе - там логические ресурсы привязаны к физическим, то есть можно выяснить, как пройти, скажем, к серверу UnixWare в транспортном цехе.
"Магнитка" притягивает серверы
Массовая закупка техники Sun призвана решить многие проблемы с неоднородностью сети и с базами данных. Три двухпроцессорных сервера Enterprise 5000 и два Enterprise 3000 уже работают в центральном ВЦ. Еще один, как выразился начальник отдела маркетинга и продаж "Борласа" Врам Александрян, "уже под парами". Такая мощь позволит справиться с базами данных, одна из которых перевалила уже за сотню Гбайт. При этом надо учитывать, что "Магнитка" везет на себе изрядную часть инфраструктуры города. В центре АСУ, например, занимаются автоматизацией лечебных учреждений. Обслуживание, кстати, здесь ведется по пластиковым карточкам, как и в заводской столовой (непонятно, чего больше - желания все делать на современном уровне или решения проблемы с наличными деньгами). Здесь вообще не очень любят бумагу: бумажные деньги, бумажные отчеты. Когда однажды вышел из строя сервер, бухгалтеры не могли найти бланки для заказов - привыкли к электронному документообороту. Он настолько вошел в обиход, что были попытки электронных хищений - пришлось ставить новые брандмауэры и более аккуратно настраивать права доступа к базам данных. Наверное, когда масштабы электронного воровства станут достигать объемов воровства традиционными способами, можно будет говорить о технической революции в России. Если считать, что главным врагом нашей экономики все же во все времена была бесхозяйственность, то на "Магнитке" врагу нанесен серьезный удар: прошлогодние затраты в 32 млрд. руб. (старыми) уже помогли сэкономить 40 млрд. руб.