расценить как призыв (более чем настойчивый!) к поголовной автоматизации магазинов столицы. Это постановление предусматривает обязательное использование в магазинах Москвы устройств считывания штрих-кода при приеме на склад с 1 января 1998 года, а при продаже покупателю - с 1 июля 1998 года. Но само по себе оборудование для считывания штрих-кодов - лишь небольшая часть информационной системы торгового предприятия, без которой нововведение будет только обузой.

Существуют различные типы устройств считывания штрих-кода. В основном это сканеры, которые подключаются к кассовым аппаратам. При всех их удобствах имеются и ограничения - ими можно пользоваться только в определенном месте, обычно на выходе из торгового зала. В магазине же иногда возникает необходимость (например, при инвентаризации) просмотреть штрих-коды по всему залу.

В этом случае используются мобильные сканеры штрих-кода. Мобильные сканеры запоминают информацию, а потом при установке их в специальную подставку, подключенную к компьютеру, скидывают информацию - и снова готовы к работе. В 256 Кбайт памяти такого сканера можно записать порядка 3 тыс. штрих-кодов.

Использование штрих-кода ускоряет идентификацию товара, но только в том случае, если есть соответствующая база данных, которая содержит исчерпывающую информацию о каждом коде. Чаще все штрих-коды используются при приемке товара на склад магазина; при продаже товара покупателю и во время инвентаризации.

Логическим продолжением применения штрих-кодов является комплексный учет на всех этапах продажи товаров в магазине - от приема на склад до выдачи зарплаты служащим. При этом штрих-код помогает реализовать такую технологию работы с товаром, при которой информация о товаре вводится только один раз - при поступлении продукции на склад, и становится доступна во всех системах, обслуживающих магазин: от приложения обслуживания кассовых аппаратов до программы, анализирующей выгодность того или другого товара.

Использование технологии штрихового кодирования, вероятно, упростит и ускорит процесс покупки. Причем автоматическое определение стоимости каждого товара исключает возможность ошибки, хотя деньги по-прежнему будут пересчитываться вручную. Впрочем, как правило, системы, использующие интеллектуальные торговые терминалы, работают и с кредитными карточками. Таким образом, покупателю останется только выбрать товар, все остальное за него сделает электроника.

Одна из задач автоматизированной системы продаж - минимизация количества товара, хранимого в магазине. Учет с помощью штрихового кодирования помогает оперативно отслеживать продажи и вовремя подвозить товары. Штриховое кодирование также будет к месту в тех случаях, когда товар имеет определенный срок хранения (это особенно важно, например, при реализации медикаментов и продуктов питания) или когда нужно отметить его принадлежность к определенной партии (поскольку товары из разных партий могут иметь различные цены).


Супермаркет на "Суперфарма '98"

Высокие технологии позволяют сейчас делать то, что еще совсем недавно казалось лишь мечтой. Например, за полторы недели построить небольшой супермаркет, у которого в ассортименте около 13 тыс. наименований товаров. Если использовать технологию штрихового кодирования, электронных очередей и компьютерного управления продажами, то организовать такой магазин можно. Это продемонстрировали компании "Ланкс" и "Биотек" на выставке "Суперфарма '98", которая прошла в Москве со 2 по 5 марта.

Комплексная система учета товаров основана на ПО "Суперменеджер", разработанном компанией "Ланкс". Система построена по модульному принципу, что позволяет легко адаптировать ее к условиям конкретного предприятия - от супермаркета до точек распространения по принципам сетевого маркетинга. "Суперменеджер" работает под различными ОС: DOS, Windows 95 и NT. Кроме того, модульная архитектура системы позволяет интегрировать в нее модули, которые добавляют новые функциональные возможности.

- Валерий Коржов,
JavaWorld Россия