опубликованный материал, а также первые отклики, я хочу задать всего один вопрос: "Кому это, простите, нужно?"

Если я собираюсь отправить письмо в Computerworld, я должен знать адрес редакции. Если хочу позвонить, мне нужен номер телефона. Если, скажем в Бостоне, мне придет в голову посмотреть Дэвида Леттермана по CBS, я должен помнить, что в этом городе CBS идет по четвертому каналу.

Все это совсем не сложно. Так почему мы считаем, что в Internet адрес и адресат суть одно и то же?

Понять, насколько удачна та или иная адресная система, можно по тому, насколько хорошо она масштабируется. Все мы привыкли к тому, что время от времени появляются новые улицы, почтовые индексы, телефонные номера или телевизионные станции. С развитием Internet возникла проблема монополии на регистрацию, ведутся многочисленные споры по поводу торговых марок, отмечаются случаи, когда домены берутся "про запас" и ими спекулируют. Кроме того, вспыхивают многочисленные международные ссоры. А ведь, по правде говоря, Internet только-только начал расти.

Каждый раз, когда я слышу разговоры о том, что нам необходимо еще несколько имен доменов верхнего уровня (например, .store, .firm, .arts), я вспоминаю египтян, римлян и систему Белла. Иероглифика была не так уж плоха до тех пор, пока в обиходе оставалось не более 600 слов. Я уверен, что римские чиновники доказывали, что простое добавление новых символов, таких как L, C или D (то есть 50, 100 или 500), решило бы все их проблемы с исчислением. В 1950-е годы у моих родителей был номер телефона Olympic3-9222.

Проблема Internet-имен как раз и заключается в их неспособности к масштабированию. Когда количество электронных адресов приблизится к 100 млн., уникальных имен, устраивающих всех и каждого, попросту не останется! Ценность определенных имен значительно возрастет. Возможно, двадцать лет спустя с Internet будут иметь дело в большей степени машины, чем люди, а железкам, как известно, все равно, насколько милые у них имена. Нас же это не устраивает.

Хотя сегодня представляется достаточно удобным использовать в качестве Web-адресов распространенные слова, переход на полностью числовую систему будет не столь сложным, как кажется. Системы поиска помогут отыскать любую организацию, а списки самых посещаемых узлов и закладки не позволят заблудиться в Паутине.

В обмен на незначительные неудобства мы могли бы раз и навсегда прекратить бесконечные секретные совещания в Женеве и Лондоне, последняя забегаловка оказалось бы в равном положении с Sony, и, что самое главное, прекратились бы разного рода спекуляции. Компании готовы платить большие деньги за подходящее имя в Web, однако если адрес состоит из цифр, он не хуже и не лучше любого другого.

Не забудьте, что почта, телефония, телевидение и радио очень неплохо обходятся без конкретных имен. Я не вижу причин, почему Internet должен стать исключением. Сегодня в развитии системы наиболее заинтересованы бюрократы, юристы, крупные компании и торговцы Internet-именами. Неужели только мне видится странным, что именно они разрабатывают предложения по именам доменов?


Дэвид Мошелла - писатель, независимый консультант и ведущий еженедельной рубрики в Computerworld. Его Internet-адрес: david_moschela@cw.com.