Так, по мнению сопрезидента концерна "Белый Ветер - ДВМ" Юрия Дубовицкого, в развитии компьютерного розничного рынка наступил третий этап. На пресс-конференции 2 апреля он совершил краткий экскурс в историю "ритейла", пожурил конкурентов за неправильное ведение дел, признал, что в прошлом и он сам допустил ряд ошибок, развивая розничную сеть, и, наконец, сделал ряд небезынтересных предсказаний (так, по его мнению, в будущем, и не таком уж отдаленном, R-Style начнет продавать в своих магазинах и продукцию конкурентов, например "Виста" и CLR).
России, как известно, испокон века мешали развиваться дураки и дороги. Компьютерному же ритейлу правильно развиваться мешает низкая квалификация продавцов. Продавцы же плохи, поскольку их никто не готовит, а магазинов в последнее время открывается достаточно много. Правда, одновременно немалое их количество (в том числе принадлежащих крупным фирмам) закрывается или находится на пороге закрытия. Не улучшает ситуацию и гонка между главами фирм, для которых, по мнению Дубовицкого, делом чести стало открыть магазинов больше, нежели у конкурента, и при этом обязательно создать свою торговую точку рядом с уже имеющейся чужой.
Правоту своих концепций Дубовицкий намерен подтвердить на практике, поступая вразрез с вышеуказанной тенденцией. Продавцов он специально готовить, а новых магазинов одной конкуренции ради открывать не собирается, ибо гораздо важнее заставить эффективно работать уже имеющиеся. Существующие же 11 розничных торговых точек будут поделены на четыре категории (по мнению Дубовицкого, время типовых магазинов с одинаковыми ценами прошло безвозвратно). В первую категорию войдут "компьютерные супермаркеты", в которых будет продаваться все, что можно пустить по розничному каналу, - от местной сборки до "элитной техники" ведущих мировых производителей. Хотя такого богатства выбора, как в первые годы существования "Белого Ветра", когда на стеллажах стояло под три десятка моделей ноутбуков, уже, наверное, не будет - во всем надо знать меру.
Магазины второго типа должны продавать весь спектр продукции какого-либо одного производителя. Естественно, этот производитель должен быть крайне разносторонним - здесь выбор партнеров не так уж велик.
Третий тип торговых точек "Белого Ветра-ДВМ" предполагается, наоборот, посвятить тому или иному виду продукции. Подобных магазинов сейчас планируется открыть три - один будет торговать ноутбуками, второй - мониторами, а третий - программным обеспечением. В последнем, кстати, товар намечено разбить не по категориям (операционные системы - отдельно, текстовые процессоры - отдельно...), а по производителям.
В отдельную категорию будут выделены торговые залы концерна, расположенные в крупных торговых домах, таких как ГУМ и ЦУМ.
Четкая концепция, конечно, залог успеха, но вряд ли мы станем свидетелями ее полного торжества и посрамления конкурентов концерна - хотя бы потому, что некоторые из них, по версии Дубовицкого, работают "на сорокапроцентной марже" (чего, как он признал с некоторой грустью, самому "Белому Ветру-ДВМ" добиться никак не удается).
Рост привлекательности розничного рынка заставляет работающие на нем компании более внимательно относиться к действиям конкурентов, особенно не совсем корректным (в корпоративном секторе "самого цивилизованного рынка страны" рекламные заявления вроде "самый авторитетный в мире" или "воспользуйтесь лучшими достижениями" по-прежнему считаются вполне в порядке вещей). По словам Дубовицкого, в концерне рассматривался вопрос о привлечении к суду одного из конкурентов, который занимается плагиатом, копируя рекламную кампанию концерна.
Правда, Дубовицкий мельком упомянул, что расходы на судебные издержки планировалось заложить в маркетинговый бюджет. Что, в общем-то, придало всей акции "маркетинговый" оттенок. В том смысле, что в деле продвижения торговой марки есть место самым разнообразным акциям, от запуска ряженых на выставку корпоративных технологий до подачи судебного иска за некорректную рекламу или заказные статьи (прецедент пару лет назад уже был и действительно напоминал скорее шоу для узкого круга, нежели суд "не на жизнь, а на смерть").
Как будет в дальнейшем развиваться розничный рынок и в чем должно заключаться своеобразие следующих этапов, Дубовицкий предсказать не взялся, признав, что и само их существование для него под вопросом.