сей факт, назвав основной причиной того, что программы кое-где у нас порой все-таки покупают, наличие "людей честных, и при этом достаточно обеспеченных". Впрочем, пока сознательных граждан не очень много, а крупнейшими российскими покупателями ПО являются госструктуры, которые в последнее время, формулируя заказы на поставку вычислительной техники, обязательно указывают на необходимость снабжения ее программным обеспечением.

Кроме пиратства, продавцам ПО мешают и другие объективные трудности: сложность ПО как товара; крайне широкая номенклатура; слишком частое обновление программ - пока заказанная клиентом последняя версия ПО дойдет до России, выйдет еще одна, а то и две его модификации, о чем клиент непременно узнает из прессы, которая, по словам Фенева, "работает хорошо" и оперативно оповещает всех заинтересованных лиц о том, что заказанная ими по официальным каналам программа ко времени доставки несколько устарела.

Впрочем, есть в торговле ПО и свои прелести: относительно высокая норма прибыли ("не стоит ронять цены заранее, лучше дать большую скидку клиенту", - напомнил Фенев коллегам), привязанность клиентов к поставщику, высокая удельная стоимость ПО (соотношение объем/цена), что немаловажно при длительной транспортировке по российским просторам.

Как бы то ни было, рынок ПО в стране, по некоторым оценкам, увеличивается в год на 15-20%. Соответственно растет и оборот компаний, разрабатывающих и продающих программные продукты. В семинаре приняли участие более 70 дилеров CPS и представители свыше 50 зарубежных и отечественных компаний-разработчиков. Работа шла одновременно в двух секциях - "Программное обеспечение" (ее вел Сергей Фенев) и "Мультимедиа" (руководитель - начальник отдела продаж Андрей Фенев). На первой рассматривались "серьезные" продукты (IBM, Microsoft, Symantec, Sybase, ABBYY впервые продемонстрировала новую версию FineReader, "Антивирусной лаборатории" и т. д.), на второй, соответственно названию, - развлекательные и обучающие программы. В силу параллельности секций и огромного количества представленных продуктов, которые располагаются в самых разных секторах рынка ПО, составление "продуктового" обзора оказалось невозможным, удалось вычленить лишь некоторые отдельные моменты, большей частью маркетингового или общерыночного свойства. Впрочем, большая часть этих продуктов и технологий либо уже знакома, либо выйдет в ближайшее время - к "Комтеку".

Одна из масштабных маркетинговых инициатив принадлежит, разумеется, Microsoft.

Представитель компании объявил о том, что всем разработчикам, купившим до 30 мая Visual Basic 5.0, Visual C++ 5.0, Visual FoxPro 5.0, вручается в подарок Windows NT Workstation, а покупателям корпоративных версий средств разработки производства Microsoft будет подарена специальная версия BackOffice 4.0. Ее особенность в том, что она может быть использована только для тестирования и отладки приложений и допускает подключение десяти пользователей.

При всей своей щедрости подарки вызвали два вопроса. Первый - не подорвут ли они бизнеса партнеров, продающих Windows NT Workstation и BackOffice? Второй - можно ли считать десятипользовательскую версию BackOffice пригодной для тестирования системы масштаба предприятия?

Если "серьезное" ПО покупают госструктуры, то основным потребителем образовательных и развлекательных программ, называемых неопределенным термином "мультимедиа", являются частные лица. На мультимедийной секции, то ли из-за меньшего размера аудитории, то ли в силу специфики товара, диспуты возникали чаще, но поскольку время на них зарезервировано не было, они, как правило, сводились к обмену визитками между дискутирующими - для продолжения прений в частном порядке.

Особенно трудно продавать программы, которые даже легальным пользователям достаются бесплатно. Однако представитель компании "Информатик", система проверки правописания которой "Орфо" встроена в приложения Microsoft, заверила дилеров, что все-таки делать это можно: в Microsoft Word и других программах офиса до сих пор используется старая версия "Орфо" - 4.0, многие погрешности которой стали притчей во языцех. В новых версиях эти недостатки устранены, а функциональных модулей стало больше (в разделе "О программе" MS Word значок копирайта на систему проверки орфографии сопровождается цифрами "1990-1997", что может навести на мысль об относительно свежей версии продукта). Кроме того, последняя версия - 5.0 - поддерживает не только приложения Microsoft.

Впрочем, несмотря на то, что Microsoft не торопится лицензировать новые версии "Орфо" (благодаря чему, кстати, "Информатик" имеет возможность продавать их отдельно), компании продолжают сотрудничать: вышла версия "Орфо" для Windows CE, причем планов относительно других "карманных" платформ у "Информатика" пока нет.

Участники "мультимедийного" семинара среди прочего узнали и о появлении на российском рынке новой программистской компании - White Group, которая фигурировала в каталоге CPS с программой распознавания речи "Горыныч", анонсированной осенью прошлого года. Однако цена "Горыныча" у CPS (36 долл.) несопоставима с той, которую называли в середине сентября на презентации этой программы (200-250 долл.)

Из выступления представителя White Group выяснилось, что эта фирма возникла в результате ухода из многопрофильной компании White ряда сотрудников во главе с одним из учредителей, который при "разделе имущества" получил некоторое количество уже отпечатанных дисков с "Горынычем". Эти диски были выброшены в торговлю по демпинговым ценам, дабы они быстро разошлись и в дальнейшем не мешали продвижению программы распознавания речи "Комбат" - собственной разработки White Group, которая будет абсолютно независима от пакета Dragon Systems (технологии которой использовались в "Горыныче"), хотя и базируется на сходных принципах.

Так что пустовавшая до осени ниша программ распознавания русской речи стремительно заполнилась: в скором времени у нас будет целых два пакета, производимые компаниями со сходными названиями. Хорошо хоть имена продуктов различаются.

Невозможность обсудить качества продуктов, равно как и общие для участников семинара проблемы, ощутили не только стесненные регламентом докладчики, но и сами организаторы (неслучайно ими была специально отмечена NMG, представители которой посвятили свой доклад не столько достоинствам продуктов компании, сколько способам их продвижения). И закрывая семинар, Сергей Фенев заверил присутствующих, что в следующий раз обязательно найдется место круглым столам по актуальным темам рынка ПО.

Завершилось мероприятие вручением почетных грамот "горячей десятке" партнеров CPS. В нее вошли московские компании "Глобус 21 век", "Диалог.СФТ", "Весть", CompuLink и "Юнивер"; петербургские "Поликом Про" и Санкт-Петербургский Дом книги, "Прога" (Ростов-на-Дону), "Ризотек" (Самара) и "Форт" (Киев).


Неделю спустя

27 марта подписано соглашение между CPS и одним из участников семинара Кубанским Государственным техническим университетом (Краснодар) - о предоставлении CPS эксклюзивных прав на распространение изданного ТУ КубГТУ компакт-диска "Изучаем Office 97, выпуск 1", которую представитель фирмы демонстрировал на семинаре.

Диск содержит два обучающих курса по продуктам компании Microsoft - Word 97 и PowerPoint 97 и фактически является локализацией продуктов американской фирмы ViaGrafix - "Learning Word 97, Introduction" и "Learning PowerPoint 97, Introduction".

Согласно договору, подписанному в конце 1996 года между ТУ КубГТУ и ViaGrаfix, краснодарская компания получила право на локализацию и издание практически всей серии продуктов, посвященных Office 97.