мы видим не в том, чтобы определить, какую долю рынка занимает та или иная компания (или ее программные продукты), а скорее в анализе возможностей соответствующих продуктов.

Естественно, что предполагается рассмотреть не только популярные зарубежные САПР типа CATIA или CADDS, но и отечественные разработки. Основное внимание при этом будет уделено архитектурным особенностям и функциональным возможностям различных САПР.

При этом мы попытаемся учесть исторический аспект, то есть рассмотреть процесс наращивания возможностей каждого продукта от двухмерной графики к трехмерному моделированию, анимации и системам виртуальной реальности, а также установить связь между совершенствованием конкретного продукта и развитием других компьютерных технологий.

Немаловажно, на наш взгляд, в каких операционных средах может работать рассматриваемый продукт и каких ресурсов он при этом требует. Если у пользователя установлен, к примеру, компьютер требуемой конфигурации, но неизвестного происхождения, есть ли гарантия, что лицензионная копия программы будет на нем функционировать?

В природе САПР заложена необходимость коллективной работы. В связи с этим следует установить, обеспечивает ли конкретный продукт возможности групповой работы, в том числе взаимодействия через Internet из удаленных офисов, и как это осуществляется технологически.

Многие разработчики декларируют открытость своих программных продуктов, однако в конкретных ситуациях это свойство трактуется по-разному. По-видимому, для пользователя наиболее важны в этом плане, во-первых, способность продукта интегрироваться, например, с приложениями независимых разработчиков, а во-вторых, возможность осуществления импорта и экспорта информации из других подобных систем.

Любую систему автоматизированного проектирования просто невозможно представить в отрыве от периферийных устройств: принтеров, плоттеров, сканеров. Пользователя интересует, будет ли выбранная система поддерживать имеющийся у него набор периферии. В случае отрицательного ответа можно задаться вопросом:"Во что обойдется написание драйвера для конкретного устройства?"

Перед любым пользователем рано или поздно встает вопрос о необходимости модернизации продукта. Однако что должна означать модернизация САПР: полный переход на новую версию или частичное "надстраивание" старой версии новыми функциями, появившимися в новой? А что если пользователя вполне устраивает старая версия программы (конечно же, лицензионная)? Сможет ли он в таком случае установить устаревшую версию на современный компьютер и будет ли компания оказывать ему техническую поддержку?

Ряд важных вопросов касается локализации программного продукта (естественно, речь идет о зарубежном ПО) и степени его приспособленности к нуждам российских пользователей. Как правило, самый "неудобоваримый" вопрос - каким образом в системе учитываются особенности российских стандартов, например на оформление документации.

Не менее значимы и вопросы, касающиеся технической поддержки и обучения пользователей. В рекламном проспекте, например, может быть сказано, что "система вдвое сокращает процесс проектирования по сравнению с ручным проектированием". При этом не указывается, сколько времени потребуется на освоение системы.

По-видимому, отношение пользователя к конкретному продукту во многом зависит от того, насколько компания-разработчик ценит своего пользователя и как быстро она реагирует на его потребности и запросы. Как показывает практика, немаловажно в этом смысле наличие у компании "горячей" телефонной линии и Web-узла.

При оценке САПР нельзя обойти вниманием и вопросы, связанные с маркетингом и ценовой политикой компании. Предлагает ли компания льготные условия приобретения программного продукта? Практикуется ли продажа "облегченных" версий продукта с учетом дальнейшего наращивания его возможностей? Разработаны ли специальные условия, стимулирующие переход на выпускаемые ею продукты?

Жизнь пользователей, работающих в конкретных предметных областях, наверное, упростится, если они смогут воспользоваться готовыми решениями для вертикальных рынков (архитектуры, картографии и т. п.). Проблема в том, насколько такие решения универсальны.

Вопросов может быть поставлено множество. Получить ответы даже на часть из них гораздо сложнее, однако мы попытаемся это сделать. Источником информации для нас будут не столько данные компании-производителя, сколько результаты опросов пользователей системы и независимых разработчиков приложений для САПР, а также мнения компаний-конкурентов.

Естественно, что ответ на вопрос о функциональной полноте продукта или удобстве пользовательского интерфейса правильнее искать у пользователей. А кто лучше независимых разработчиков приложений оценит простоту интеграции в продукт новых функциональных возможностей? Что же касается конкурента, то он подмечает не только сильные, но и слабые стороны продукта, в то время как разработчик предпочитает говорить только о преимуществах своего детища.

Вероятно, только получив ответы на все вопросы, можно более или менее объективно сравнить продукты различных производителей и подготовить для потенциального пользователя рекомендации по приобретению того или иного продукта.

Анализ систем автоматизированного проектирования мы начнем с AutoCAD, и не в силу особого пристрастия к данному продукту, а просто потому, что эта система, вероятно, наиболее распространена в России.

Компания Autodesk, которой мы обязаны этой разработкой, была основана в апреле 1982 года группой из 15 программистов. А уже осенью того же года на проходившей в Лас-Вегасе выставке Comdex компания объявила о создании новой программы, получившей название AutoCAD. Новый продукт начал продаваться на рынке в начале 1983 года, и с того момента фактически стал одним из стандартов в области автоматизированного проектирования.

Успех системы AutoCAD в России, по-видимому, можно объяснить отчасти тем, что она предоставила инструментарий САПР пользователям ПК. Прежде любое упоминание об автоматизированном проектировании обычно связывалось с более мощными платформами, к примеру VAX-станциями производства Digital.

Естественно, AutoCAD была относительно недорогой системой, хотя ее функциональные возможности по сравнению с "настоящими" большими САПР оказались существенно ниже. Однако эти возможности постоянно нарастали по мере увеличения мощности ПК, а одновременно шел процесс освоения технологии САПР инженерами и конструкторами.

Распространению AutoCAD в России содействовала и маркетинговая политика компании. В то время как все известные САПР "разговаривали" только по-английски, компания Autodesk рискнула выпустить русскую версию своего продукта. Причем несмотря на то (а может быть, как раз благодаря тому), что среди отечественных пользователей ходило немало нелегальных копий продукта.

Снабдив свой продукт защитой от копирования (версия 10 AutoCAD была защищена электронным ключом), компания одновременно занялась разъяснительной работой, направленной против пиратского использования AutoCAD.

Необходимость приобретения лицензионных копий Autodesk аргументировала тем, что только зарегистрированные пользователи имеют доступ к комплектной документации и информации по новым разработкам компании, а главное, получают хорошую техническую поддержку (это особенно важно, учитывая постоянное усложнение продукта).

В России Autodesk начала работать с 1986 года. В августе следующего года ЦНИИпромзданий при Госстрое был признан первым официальным центром подготовки специалистов по AutoCAD.

В октябре 1988 года появилась первая коммерческая версия AutoCAD 10 на русском языке. Среди маркетинговых шагов компании было решение о продаже этого продукта по специальным ценам. Так, если оригинальный вариант системы на английском языке стоил 3000 фунтов стерлингов, то цена русскоязычной версии составляла всего 1200 фунтов. Кроме того, в соответствии со специальной программой российские вузы могли приобрести AutoCAD 10 гораздо дешевле - за 240 фунтов стерлингов.

Несмотря на то что к тому времени уже появились компьютеры на базе процессора Intel 80386 (поставки самого процессора начались в октябре 1985 года), для работы версии 10 AutoCAD было достаточно ПК, оснащенного процессором 80286 с частотой 6-10 МГц и сопроцессором 80287, оперативной памятью объемом 640 Кбайт и жестким диском емкостью 40 Мбайт.

Для работы с AutoCAD версии 10 рекомендовалось использовать графический дисплей с диагональю 20 дюймов и разрешением 1024х768, поддерживающий 256 цветов.

Первое официальное представление локализованной 10-й версии программного продукта Autodesk состоялось в октябре 1988 года на AutoCAD Expo. Помимо самой системы на выставке демонстрировались различные прикладные программы, расширяющие возможности AutoCAD, представленные фирмами из 22 стран.

Наличие большого числа прикладных программ для AutoCAD было обусловлено открытостью системы для пользователя. Сама программа была написана на языке AutoLISP, этот же язык использовался как средство расширения возможностей AutoCAD и создания дополнительных приложений.

Среди экспонатов были и программы отечественных разработчиков, в частности фирмы "Инфограф", которая участвовала в локализации AutoCAD. Предполагалось, что с 1989 года компания Autodesk займется продажей разработанных этой фирмой программ на западных рынках.

Наиболее удачной иллюстрацией возможностей AutoCAD стал пример автомобильного завода "Москвич" (АЗЛК), на территории которого проходила выставка. В 1988 году это предприятие выпустило новый легковой автомобиль "Алеко-141", двигатель для которого был разработан с использованием AutoCAD.

За прошедшие десять лет возможности AutoCAD значительно выросли. Компания Autodesk поставляет в настоящее время целое семейство программных продуктов, позволяющих не только заниматься двухмерным проектированием, но и работать с объемными моделями и создавать анимационные сюжеты.

О возможностях этих продуктов речь пойдет в нашей следующей публикации, в которой мы постараемся найти ответы хотя бы на часть поставленных вопросов применительно к AutoCAD и другим продуктам Autodesk.


Обращаемся к читателям с предложением присылать свои материалы и замечания на наши публикации. Их следует направлять Игорю Кондратьеву: kim@osp.ru.