технология распознавания речи IBM ViaVoice, считающаяся одной из лучших в своем классе. Неплохие возможности предоставляет и продукт Naturally Speaking компании Dragon, позволяющий диктовать сообщения электронной почты при использовании Lotus Notes и Microsoft Exchange.

В то время как раньше при использовании подобных продуктов говорящему приходилось делать паузы между словами, NaturallySpeaking и ViaVoice после нескольких часов "обучения" голосу пользователя оказываются в состоянии воспринимать непрерывную речь.

"При составлении сообщений электронной почты не так уж важно точно соблюдать правила грамматики и правописания, например, можно не ломать себе голову, где поставить заглавную букву, - говорит Майкл Остерман, директор Creative Networks по исследованиям рынка. - Поэтому симбиоз электронной почты и технологии распознавания речи вполне закономерен".

Похоже, производители систем обмена сообщениями придерживаются той же точки зрения. Microsoft, в частности, приобрела за 45 млн. долл. бельгийскую компанию Lernout & Haspie, разрабатывающую систему диктовки Voice Xpress, выпуск которой намечен на весну нынешнего года. Microsoft собирается интегрировать Voice Xpress в ряд своих продуктов.

Системы преобразования речи в текст пользуются успехом у медиков, юристов, а также у тех, кому попросту надоело работать с клавиатурой. Однако большинство опрошенных нами руководителей отделов ИТ в основном относятся к этой технологии с недоверием.

"Не думаю, что в ближайшем будущем системы распознавания речи получат действительно широкое распространение, - говорит Том Коннорс, старший сотрудник группы технической поддержки Texas Instruments. - Для выхода на массовый рынок у таких продуктов слишком мало функциональных возможностей".

"Я слышал о том, что технология распознавания речи совершенствуется, но мне кажется, что по-настоящему полезна она окажется только для людей с физическими недостатками, - сказал Брайан Холле, администратор электронной почты Roche Bioscience. - Насколько я знаю, наша компания не собирается приобретать подобные продукты".

Впрочем, такого мнения придерживаются не все. Как считает Роджер Матус, вице-президент Dragon Systems по маркетингу, со временем даже наиболее скептически настроенные пользователи перейдут на речевую электронную почту. "Хороший наборщик печатает со скоростью 60 слов в минуту, произносим же мы в среднем 130-140 слов в минуту, - говорит Матус. - Другими словами, благодаря системе распознавания речи вы сможете составлять сообщения электронной почты вдвое быстрее".

Может, оно и так, да только я бы на вашем месте не спешил выбрасывать старую добрую клавиатуру - авось еще пригодится.


Хотите вы этого или нет, но функция распознавания речи скоро появится во многих почтовых клиентах

Достоинства

  • Возможность составлять письма для тех, кто не может набирать текст на клавиатуре
  • Экономия времени - человек говорит в среднем в два раза быстрее, чем пишет
  • Этикет электронного общения допускает наличие синтаксических и грамматических ошибок

    Недостатки

  • Качество распознавания снижается при употреблении жаргонных и сложных слов, а также при изменении интонации
  • Несовершенство микрофонов