Сначала я собирался назвать этот материал "Страна победившего Интернета", но потом понял, что это не передает сути. Сеть никого в Америке не побеждала.

А вот люди там ее вполне обустроили, и обжились в ней, подобно тому как их предки некогда освоили просторы континента и сделали пригодными для жизни дикие прежде края. В некотором смысле люди победили Internet...

Я провел в США несколько месяцев, причем большую часть времени - в американской глубинке, а не в знаменитой Кремниевой долине. За год в глухих, по калифорнийским меркам, углах Нью-Хэмпшира или Нью-Мексико Internet стал привычной деталью быта - и домашнего, и корпоративного. Да и по телевизору при передаче рекламных роликов URL фирмы-рекламодателя стал практически обязателен, а реклама, например, скоростных модемов по частоте показов догнала рекламу прокладок. В небольшом и отнюдь не университетском городке Нашуа жители имеют возможность выбирать из тридцати с лишним местных провайдеров, и это не считая общенациональных гигантов отрасли типа America On-Line или Netcom.

Кстати, этот факт уже сам по себе весьма любопытен. Несмотря на то что за последний год число провайдеров заметно сократилось, многие небольшие местные фирмы чувствуют себя уверенно. На первый взгляд это кажется странным. Достаточно взглянуть на Web-страницы Netcom (www. netcom.com) и какого-нибудь Brainiac (www.brainiac.com) с его шестью десятками модемов, чтобы ощутить разницу в классе и разнообразии услуг. На первый взгляд может показаться, что второй явно обречен.

На самом же деле оттока пользователей от мелких локальных провайдеров к крупным уже почти не происходит, а вот переход пользователя AOL к мелкому, но "своему" провайдеру - довольно частое явление.

Связано это обстоятельство как раз с широким распространением Сети и утратой ею ореола особого и сложного сервиса. В маленьких городах, где проживает основная часть населения Америки, очень силен местный патриотизм, здесь ценят "свои" магазинчики и "своих" автомехаников - а теперь и своих провайдеров, которые в сознании обывателя проходят почти по категории парикмахеров. Открыть account у Джона, с которым по вечерам пьешь пиво в баре, приятнее, чем в далеком абстрактном Netcom. А что у Джона сайт неказистый и занято по вечерам бывает, так ему это можно простить.

Еще отчетливее массовый характер Internet просматривается в WWW. У нас в России принято ругать отечественные Web-узлы, утверждая, что дизайн и стиль сразу выдают их любительское происхождение. При этом почему-то для сравнения выбирают зарубежные Web-странички богатейших компаний, рекламный бюджет которых на порядки превосходит оборот большинства отечественных фирм. Наши компании, представленные сегодня в Web, в подавляющем большинстве могут сравниться лишь с представителями мелкого американского бизнеса. И если сравнивать именно с этими малобюджетными узлами, число которых в США уже за миллион, то наша продукция окажется ничуть не хуже. Такой ширпотреб и не может быть особо качественным, и уж тем более выдающимся. Точно так же, как буклеты или листовки мелких компаний не блещут полиграфическим совершенством или изяществом дизайна. В брошюрках - картинки из комплекта поставки Microsoft Word, на Web-страницах - из Microsoft FrontPage. И это логично, потому что Internet воспринимается уже не как эксклюзив, а как рядовое приложение к офисному или домашнему компьютеру. Естественная реакция в стране, где Сетью регулярно пользуются 63 млн. граждан.

По статистике, 25% пользователей обращаются к Internet из дома, но, как обычно, средние цифры не передают сути. В районах, где проживают люди со средним достатком, более половины жителей привычно работают в Internet. Так, я уже не удивлялся тому, что учительница истории в седьмом классе школы, где училась моя дочка, сопровождала домашние задания словами "Подробности и картинки к нашей теме найдите дома в Internet. Ну, в крайнем случае, сходите в библиотеку...".

Еще один пример. В лесистой глуши Нью-Хэмпшира, на берегу речки, в которой можно было в обеденный перерыв ловить форель, начался монтаж цеха лазерной обработки. То, что Ethernet-кабели закладывались одновременно с электропроводкой и вентиляцией, как обычный элемент инженерной инфраструктуры здания, уже не поражало. Но вот использование Сети инженерами и снабженцами казалось удивительным.

Как только в здании с еще не достроенными внутренними перегородками появилось нормальное электропитание и телефонная связь, на каких-то упаковочных ящиках установили два компьютера и подключились к местному провайдеру. С этой минуты дальнейший поиск и заказ специального оборудования по всему миру шел исключительно через Internet. Сеть гладко стыковалась с традиционными технологиями. Сидя в своем американском медвежьем углу, находили на каком-нибудь европейском Web-узле нужные комплектующие, быстро все согласовывали с изготовителями по электронной почте, получали счет по факсу, звонили в банк - и через пару дней бурый почтовый грузовичок UPS привозил доставленные авиарейсом через Атлантику коробки... Можно было ставить полученные оправки на оптические столы.

Сеть идеально вписалась в уже существующую децентрализованную экономику. Она дополняет четко работающие службы почтовой доставки, заказов по телефону и системы оплаты по кредитным карточкам, которые уже хорошо обкатаны и обеспечивают колоссальный объем заказов. Пресловутая "электронная коммерция", e-commerce, возбуждающе действующая на европейцев, не воспринимается американским обывателем как революционная новинка. Здесь прекрасно отработаны и были всегда популярными покупки по каталогам - теперь при помощи Internet эту процедуру удалось упростить. У многих моих собеседников в разговорах проскальзывало недовольство скудостью ассортимента доступных в Internet товаров. Такая реакция со стороны рядового потребителя - залог взрывного роста сетевой торговли в самое ближайшее время.

Приведенные здесь примеры, равно как и оставшиеся за рамками этой статьи факты, создают странное ощущение. Когда-то и в США, и у нас романтики так много писали о том, что Internet создает новую реальность, изменяет мир и т. д. На самом же деле массовое распространение Сети приводит к изменениям не столько в окружающем мире, сколько в ней самой. Сеть перестает быть отдельной особой структурой, ее быстро и успешно ассимилирует общество, в котором она функционирует - массовая культура или культура ведения бизнеса просто приспосабливают Internet под свои нужды (хотя и сами при этом несколько изменяются). Работать становится удобнее, упрощаются нудные и длительные процедуры, улучшаются условия для торговли, общения, знакомства и отдыха.

И поэтому правомерен прогноз, который одни сочтут грустным, а другие - оптимистичным. Кстати, он уже подкреплен опытом нескольких стран, от Тайваня до Швеции. Internet по мере роста популярности ассимилируется и приходит в соответствие с местными традициями. Российская Сеть станет не столько подтягивать нас к каким-то стандартам, сколько отражать стиль и обычаи нашей оффлайновой жизни. По своим внешним проявлениям она будет так же отличаться от американского, как наш оптовый продуктовый рынок отличается от рядового американского супермаркета. Они олицетворяют определенный стиль торговли, а Internet их отображает, но не преображает.

Опасения тех, кого пугает "проникновение западной культуры" через Internet, беспочвенны - просто пока наша отечественная Сеть слишком мала и элитарна, потому и выглядит подчас как неудачная карикатура на американскую. Как только в ней обоснуется десяток миллионов наших собственных обывателей с заметной покупательной способностью (а это случится самое позднее года через два), она станет вполне российским явлением, со всеми нашими национальными особенностями. Тот, кто хочет в российской Сети действительно преуспеть, должен суметь угадать ее стиль уже сегодня.


Андрей Себрант - директор по маркетингу компании "Гласнет". С ним можно связаться по адресу asebrant@glasnet.ru.